Вело-весна 2013 Burgenland & Niederösterreich. Maria Dreieichen, день пятый - Schloss Rosenburg, Stifft Goettweig, Krems.  
 
Schloss Rosenburg
Schloss Rosenburg. Falknerei
Burg Gars
Stifft Göttweig
Krems an der Donau

Этот день мы решили посвятить самому обычному и банальному туризму. Во-первых, нас манил некий Schloss Rosenburg, красивые рекламные проспекты которого во множестве были разложены у нас в отеле и который мы видели издали 2 дня назад. Во-вторых с поездки 2007 года нас мучило то, что огромный и красивый Stifft Goettweig мы видели только издалека. Ну и в-третьих, неплохо было бы заехать в красивый город Krems, что на Дунае. Так что причин оставить на сегодня велосипеды было более, чем достаточно.

Официальный сайт замка

Так как этот замок был самым близким от нас, с него мы и начали… Уже при подъезде к нему у нас зародились какие-то смутные сомнения. Когда мы вошли во внутренний двор замка, сомнения усилились, и из смутных перешли в разряд навязчивых… «Что-то похожее я уже видел», «знакомо», «а вот там будет выход на обзорную террасу с панорамным видом на окрестности…» «Черт возьми, мы же здесь были в 2007м году, и даже смотрели на полет птиц», - сообразили мы. Надо же так опростоволоситься… Это всё потому, что рассказ о поездке 2007 года был написан "буквально в двух словах", надо писать подробно, тогда всё запомнится. А с другой стороны – это же красивый замок, сходим еще раз внутрь и посмотрим свежим взглядом на полёты охотничьих птиц (Falknerei). Так что склероз - это совсем даже не плохо.

 

 

Что в имени тебе моём.

Название замка - Rosenburg - не случайно переводится как «Замок роз», ведь он знаменит своим розарем, где выращивается более 120 видов этих восхитительных цветов. Розенбург один из первых замков Нижней Австрии, создавший свой собственный розарий. Он находится на том старинном месте, где уже во времена эпохи Возрождения находился сад «желания и перемен».

Часть старого розария расположена вдоль стены турнирного двора длиной 100 м. У противоположной стены турнирного двора растут дикие розы, они отличаются другим запахом, цветом, а также наличием осенью урожая шиповника.

Несколько слов о замке. Первое упоминание о нём относится к 1175 году. В 1478 году начало строительства капеллы семьей Roggendorf. В 1487 году замок покупают братья Grabner, они перестраивают средневековую крепость в замок стили эпохи Возрождения. Замок остается в собственности семьи Грабнер до 1604 года. Следующим владельцем замка становится Vinzenz Muschinger – он строит турнирный двор, который на сегодня считается самым большим турнирным двором в европейских замках.

В 1681 г. проходит бракосочетание Леопольда Карла Хойоса (Leopold Karl Hoyos) и Марии Регины фон Спринценштайн ( Maria Regina von Sprinzenstein) . Замок переходит во владение семьи Hoyos, дворянской фамилии из региона Бургос в Испании, в собственности этой семьи замок находится и сегодня.

 

 

Посещение замка начинается с осмотра внутреннего двора. В одной из первых комнат (музыкальной) мы видим старинные предметы интерьера, мебель, музыкальные инструменты, а так же картину-фотографию (? как назвать) сегодняшних владельцев замка со своими детьми в его интерьере. Не могу не отметить их вкус и ненавязчивый юмор.

 

Владельцы замка Владельцы замка

В одном из залов представлено чучело сома длиной 1,85 м и весом 35,2 кг, выловленного 23.07.1996 в реке Thaya неподалеку от замка.

 

Церковь замка имеет обычные для таких церквей размеры, они вполне достаточны, чтобы отслужить службу для живущих здесь. Но, знаете, нет в ней никакой надменности и помпезности. Это в полном смысле слова "домашняя" уютная церковь.

 

Как утверждала экскурсовод, в неизменном виде сохранилось достаточное много комнат, смотрятся они и, правда, так, как будто сейчас откроется дверь и войдет женщина в одеянии 300-летней давности и начнет удивленно спрашивать у нас на странном диалекте немецкого австрийского, кто мы все такие и что тут делаем.

 

Из окон замка открывается очень красивый вид на долину реки Kamp, так и хочется сесть у окошка, налить обстлера и… наслаждаться пейзажем.

 

В экспозиции замка представлена коллекция старинного холодного и огнестрельного оружия. Оно, конечно, красиво, но мне особо запомнился рыцарский сапог, вес и размер которого внушает уважение!

Сапожок

Несколько комнат замка посвящены охотничьим трофеям. Красива и «птичья» комната, расписанная разными пернатыми. В одной из комнат наглядно представлено как орел атакует в воздухе цаплю.

 

Замок Розенберг известен костюмированными представлениями, демонстрирующими приемы «соколиной охоты» в средние века.. В рамках представления «Соколиная охота на лошади» зрителям демонстрируется согласованность действий охотничьих птиц, лошадей и охотничьих собак на террасе замка Розенбург. Сокольничьи в исторически достоверных костюмах показывают элементы соколиной охоты эпохи Возрождения. Девушки в национальных нарядах смотрятся просто восхитительно!

В 2012 году исторические представления по средневековой соколиной охоте включены в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Костюмированые шоу проходят ежедневно в 11 и 15 часов. Данную информацию стоит уточнить на сайте замка перед визитом.

Мы далеко не первый раз видим «птичьи» шоу, и несмотря на это, они каждый раз производят на нас неизгладимое впечатление. Посмотрите, как гордо парят относительно небольшие соколы, как фотогенична симпатяшка-сова, как грациозно ловит в воздухе добычу орел и как он аккуратно, точным отработанным движением, берет приманку из рук сокольничего. Мне кажется, за этими красивыми и гордыми птицами можно наблюдать бесконечно.

Полет орла – выдающееся зрелище. Его запускают с возвышения напротив зрителей, а летит он на руку сокольничего, который стоит на стене немного выше зрителей. Т.е. ты сидишь и видишь, как на тебя летит, расправив крылья, огроменный планер. Вообще с разных ракурсов этот хищник похож то на Concorde, то на B-2 Spirit, то на B1-B.

B1-B Concorde B-2 Spirit

 

Завершал шоу полёт грифа - он запомнился нам больше всех. Огроменная птица очень красива в полете. А его пробирающие до глубины души крики, которые он издавал, фотогенично расположившись на стене, больше всего напоминали тварей, на которых летали назгулы в фильме Властелин Колец.

 

Falknerei завершен. Теперь можно пройтись по террасе замка, где происходит это шоу.

Резюмируя: прекрасный замок, замечательное птичье шоу! Настоятельно рекомендую к посещению.

 

По дороге в Stift Göttweig мы на несколько минут остановились в Thunau am Kamp , чтобы посмотреть на величественно расположенные на холме руины одного из старейших замков Австрии Burg Gars, строительство которого началось в XI веке. Если у Вас в распоряжении есть около часа времени, я рекомендовал бы его осмотреть, с планом замка вы можете ознакомиться на его сайте.

 

Бенедиктинское аббатство Гётвайг расположено на красивом холме примерно в 3 км южнее Дуная.

Основано аббатство в 1083 году епископом Алльтманном из Пассау. В 1094 году настоятель монастыря St. Blasien im Hochschwarzwald привозит сюда бенедиктинских монахов.

Первые монастырские постройки относятся к XII веку, в XV веке начинается второй большой период строительства, до нас с того времени дошли крипта и хор монастырской церкви, часть крытой галереи, а так же хоры церкви St. Blasien. В 1564 году настоятелем был назначен выходец из Бенедиктинского аббатства в Мельке Michael Herrlich – он считается вторым основателем аббатства. Во время своего пребывания в должности, несмотря на разные трудности и постигшие монастырь неприятности (пожар 1580 года, эпоха реформации, чума, уменьшение числа монахов) он обеспечивал непрерывное функционирование монастыря.

Наивысший расцвет Гётвайга происходит в барочный период и неотъемлемо связан с именем аббата Готтфрида Бесселя (Gottfried Bessel) (1672-1749), пятидесятого аббата Göttweig. Он был назначен на эту должность в 1714 году и занимал её до самой смерти. Самой значительной его работой стало восстановление, а на самом деле скорее новое строительство аббатства после катастрофического пожара 1718 года.

 

Макет монастыря по концепции Хильдебрандта Императорский архитектор Иоганн Лука фон Хильдебрандт (Johann Lucas von Hildebrandt), известный по строительству Венского дворца Бельведер, разработал план грандиозного строительства монастыря, которое начиналось в 1720. В 1725 Hildebrandt передал управление строительством Францу Дженнглю (Franz Jänngl); с 1734 Франц Антон Пилграм (Franz Anton Pilgram) руководил продолжением масштабного строительства.

 

Аббат Бессель был не только политиком, он так же был известен как теолог, историк, консультант и дипломат в императорской службе, кроме того он был ректором Венского университета, а также крупным меценатом.

Согласно передовым принципам того времени, которые сформулировал друг Бесселя Готтфрид Вильгельм Лейбниц (известнейший немецкий философ, логик, математик, механик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед, основатель и первый президент Берлинской Академии наук, иностранный член Французской Академии наук, создатель дифференциального и интегрального исчисления), монастыри должны были стать центрами искусства и науки. Бессель всячески поддерживал и продвигал такой подход.

Но хватит об истории, давайте пройдемся по Аббатству. На схеме желтым цветом показаны доступные для посещения туристами строения. С террасы аббатства открывается красивейший вид на окрестности – зеленые поля в окружении холмов, изредка прорезаются небольшими ущельями (или скорее даже большими оврагами, на полях городки, чуть просматривается великий Дунай, а городок Кремс, куда мы заедем после Аббатства, отсюда как на ладони. Как видите, аббатство расположено на высоком холме, поэтому я снимаю шляпу перед теми, кто вкручивает сюда на велосипеде. Особенно следует отметить велотуристов, с навьюченными на велосипед штанами-багажниками, это какие-то наши ребята с форума Веломания.

 

Через Гётвайг проходит Welterbesteig Wachau, что в переводе звучит примерно как "тропа всемирного наследия "Вахау". Он кольцевой и соединяет Кремс с Мельком с обоих сторон Дуная, длина его 180 км, состоит он из 14 этапов. Через Гётвайг проходит этап №13  Oberbergern-Mautern. Подробная информация об этом трейле на сайте Donau-NiederOesterreich - там подбробно описаны все этапы и приведены GPS-треки. Посмотрите видео об этом трейле - уверен, вы проникнитесь, пройти его пешком - это не хуже велопокатушек!

 

Для входа на территорию аббатства надо пройти по коридору мимо средневековой аптеки, где в шкафах стоят баночки, в которые в те времена были наполнены разным лечебным зельем.

 

Итак, мы во дворе. Барочная красота основных сооружений аббатства и церкви Stiftkirche в совокупности с архитектурой Burg’а, относящегося к средневековью, вызывает у посетителя праздничные ощущения. Скажу банальность - барочная Stiftkirche очень красива, на то он и стиль барокко. Но мне кажется, что ей, как и большинству церквей, построенных в этом стиле, не хватает индивидуальности. Найдите фотографии интерьеров разных барочных церквей – вы сможете точно сказать, на какой фотографии какая из них запечатлена? Разумеется, есть исключения вроде творчества братьев Ассамов или аббатства в Ettal’е, но общая идея стиля «сделать ну очень красиво» оставляет в памяти из множества посещенных барочных церквей что-то усредненное. Впрочем, это относится не только к барокко, но и к любому другому стилю. Архитекторов и художников – много, но куда меньше среди них действительно великих и выдающихся мастеров.

 

 

В основном здании аббатства особого внимания заслуживает императорская лестница Kaisersteige с потолочными фресками авторства Пауля Трогера (Paul Troger) (1698-1762).
Фрески выполнены Полом Трогером в 1739 году по заказу Готтфрида Бесселя, являвшегося другом и доверенным лицом императора Карла VI, и прославляют императора.

Как бог солнца, император ведет муз: первая - муза архитектуры с чертами лица его дочери Марии Терезии, затем музы живописи, скульптуры и поэзии; выше - музыки, нумизматики и астрономии, замыкает цепочку историк Хронос, это ссылка на самого Бесселя, который был известен как историк.

На переднем плане фрески Афина Паллада с копьем и щитом и орел-Зевс с пучками молний защищают всю группу, бросая силы зла и тьмы обратно в мрачную пропасть. Император восседает в центре в виде бога солнца Аполлона на солнечной колеснице, мир освещен его светом. Эта, самая беззаботная изо всех Трогеровских фресок, является символом золотой эры Австрии, которая началась при императоре Карле VI (1685-1740).

 

В музее заслуживают внимания гравюры проекта монастыря и венской Karlskirche. При такой высочайшей технике рисования фотоаппараты были не нужны…

 

Среди открытых для посещения комнат – охотничья, декорированная картинами с изображениями оленей, лис, медведей и прочих животных.

 

В сентябре 1809 года наполеоновская армия заняла укрепления на холме Гёттвайг и использовала монастырь в качестве военного госпиталя. 08.09.1809 Наполеон побывал здесь с инспекцией. В его честь была и названа комната.

 

Altmanni-зал, ранее называвшийся просто "Salettl" (маленький зал), получил большее значение, так как Императорский зал, планировавшийся между Монашеской и Императорской лестницами напротив фасада в монастырской церкви, так и не был построен. Гигантские картины Иоганна Самуэля Хётцендорфера (Johann Samuel Hoetzendorfer ) на восточной и западной стенах изображают старый монастырь, напротив – Хильденбрандтовская концепция монастыря 1727-1728 годов. Картины на южной стене показывают принадлежащие аббатству дома в расположенных неподалеку Meidling im Tal, Brandhof, Gurhof и Unternalb.

 

На потолочной фреске, Йохан Рудольф Бисс (Johan Rudolf Byss ) рассказывает историю о свадьбе в Кане Галилейской.

 

На северной стене, обрамляя дверь на балкон, две картины Мартина Митэнса Юнгера, изображающие императрицу Марию Терезию и ее мужа Франца Штефана Лотарингского. Они напоминают о визите Императрицы 19 июня 1746 в честь пятидесятой годовщины священства аббата Бесселя.

 

И еще несколько залов...

 

На выходе наше внимание привлекает припаркованный старичок Rolls Royсе

Вид с парковки

 

Ну и напоследок находим место, откуда мы снимали аббатство в 2007 году, и делаем новые фотографии.

 

Сайт офиса по туризму Кремса

Город Кремс на Дунае (далее Кремс) расположен на восточном выходе из долины Вахау (расположена между Кремсом и Мельком), одной из самых красивых областей Дунайской долины. История города насчитывает более 1000 лет, мы прикасаемся к ней на улицах и площадях города, в монастырях и церквях, в домах и фортификационных сооружениях.

Исторический центр Кремса – один из самых красивых и хорошо сохранившихся в Европе, в 2000 году город был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В XI-XII веках город был соперником Вены, сейчас же этот городок с 26 тысячами жителей привлекает множество туристов. Для посещения города и региона существуют, как минимум, три причины. Во-первых, здесь есть где покататься на велосипедах (через город проходит Donauradweg, а любителям вкрутить в горку стоит обратить внимание на окрестные холмы). Во-вторых, каждый уважающий себя турист просто обязан осмотреть историческую часть этого красивейшего города. Третья причина заключается в том, что в долине Вахау делают вино, не побоюсь сказать, мирового уровня. Особо отмечу сухие белые вина из австрийского сорта винограда Gruener Veltliner и в качестве одного из примеров упомяну вина расположенного неподалеку хозяйства RABL.

Поверьте, я не могу придумать более подходящего к любимой австрийцами озерной форели вина, чем из винограда Gruener Veltliner. Очень актуально оно и в России, так как в наших магазинах продается охлажденная речная форель из Карелии и Армении.

Но вернемся к историческому центру Кремса. Самый красивый вход в историческую часть города – через ворота Steinertor, расположенные с западной стороны альтштадта на площади Suedtirolerplatz.

 

 Центральная улица старого города, проходящая с востока на запад – Obere/Untere Landstrasse, на ней много достопримечательностей, а так же магазинов, ресторанов и кафе.

 

Пройдя всю Landstrasse, мы выходим за пределы старого города, и оказываемся у Венского моста через реку Krems

 

Если подняться от Landstrasse к Hohermarkt по улице Wescheid и посмотреть в сторону Burggasse, вы будете вознаграждены видами красивейших средневековых улочек

Дворец Gozzoburg (с розовенькой башней) на Hohermarkt построен по проекту судьи Гоцио.

 

Одна из главных достопримечательностей города – позднеготическая Piaristenkirche, построенная на руинах более древнего храма. Она возвышается над городом, от неё открывается красивый вид на Stift Göttweig. Откуда её можно сфотографировать - ума не приложу, общий вид (первая и вторая фото) лучше всего снизу с Pfarrplatz, куда можно спуститься по крытой галерее.

 

 

Приходская церковь Святого Вита Pfarrkirche St. Veit – самая ранняя церковь эпохи барокко на территории Австрии, архитектор Киприан Биазин.

 

Ursulakapelle Заслуживает внимания расположенный рядом Passauerhof mit Ursulakapelle, датируемый первой третью XIV века.

 

На северо-западе старого города в районе площадей Koernermart и Dominikanerplatz находится Dominikanerkloste. В нём сохранилась раннеготическая крытая галерея.

Goeglstrasse в районе Dreifaltigkeitsplatz

Еще несколько колоритных фотографий старого Krems'а.

 Ну а мы выходим за пределы старого города обратно через Steinertor, бросаем последний взгляд на Suedtirolerplatz и направляемся к машине. Экскурсионная программа на сегодня закончена.

 

Я настоятельно рекомендую посетить этот красивейший город и составить о нём собственные впечатления. Уверен, вы не раз с благодарностью вспомните мой совет и выпьете за моё здоровье бокальчик-другой хорошего австрийского вина.