4871 километр по Франции. 27.04.2002 - 18.05.2002.  
 

4871 км по Франции за 3 недели – таков краткий итог нашей поездки. А если краткий вариант не устраивает, то ниже представлен более развернутый.

 

Подготовка к поездке.

 

Дома было изучено три Ле Пти-Фютешных путеводителя (Франция, Нормандия, Лазурный Берег) и два Полиглоттовских (Париж, Франция). По результатам их изучения были внесены в Microsoft Autoroute те наиболее интересные места, которые мы не осматривали ранее. Попросив компьютер оптимизировать маршрут по времени, был получен «быстрейший» машрут. Он был составлен заведомо избыточным (в маршрут включали все точки, про которых было написано что-то хорошее в путеводителях) с тем, чтобы по месту его можно было сократить. Были куплены билеты Москва-Париж и Милан-Москва (это было дешевле, чем возвращаться из Ниццы на примерно $100 на каждого), выкуплено 5 ночей в Париже и еще по одной ночи в конце в Марселе и Ницце. Была зарезервирована машина в Hertz’е, положено денег (с запасом на всякий случай) на пластиковые карточки. С собой был взят ноутбук, блок для его питания от сети автомобиля, GPS-приемник и перечисленные выше путеводители для изучения по дороге.

 

Первоначальный вариант маршрута был с большим количеством точек, однако по дороге мы пытались трезво оценить время и, читая путеводители, отбраковывали некоторые точки. Задача эта была не из легких – проблема состоит в том, что описание города или какого-то шато/монастыря очень часто не соответствует тому, что видишь по приезде. Иногда написано, что особого интереса город не представляет – приезжаешь, а там такая красота! Бывает и наоборот – мы полдня ехали в Пиренеях по горной дороге со средней скоростью 20 кмч к аббатству, которое было очень красиво описано. Приехали – а там даже сфотографировать нечего – какое-то абсолютно невыразительное аббатство, хоть и 10 (или 11) века, представляющее интерес разве только для специалистов. 

 

Состоявшийся маршрут нашей поездки смотреть здесь . Номера точек - это пункты наших остановок. далее в тексте при описании того или иного города я обязательно буду называть его номер в соответствии с маршрутом. Файл Microsoft Autoroute с нашим маршрутом находится здесь.

 

Первой моей мыслью, когда я начал писать этот отчет, было «а не написать ли мне хороший и правильный путеводитель, на который можно ориентироваться, в отличие от… ». Однако эта мысль была отвергнута, так как это дело более чем серьезное и каждый город, где мы побывали, пришлось бы досконально описывать, не забыв при этом упомянуть ни одну из многочисленных достопримечательностей, улочек, ресторанчиков и прочих баров. Кроме того, такой рассказ был бы достаточно сухим из-за перечисления всевозможных Нотр-Дамов каждого города. Мне показалось, что лучше описать наши впечатления от поездки и изредка дать рекомендации, основанные на собственном опыте. И приложить фотографии. Причем не все, а те, которые будут или наиболее точно отражать дух города (шато, винарни,…). Ну или просто красивые. 

 

К сожалению, в процессе проявки (или печати?) пленки были достаточно сильно поцарапаны - это видно на почти всех отсканированных кадрах. Кроме того, это был мой первый опыт общения со слайд-сканером и фотошопом. Никогда не думал, что сканирование слайдов - это настолько муторный процесс с подбором цветов на каждом кадре. Кроме того, публикация рассказа на страничке предполагает некий разумный по объему размер каждой иллюстрации. Поэтому, прошу не сильно меня ругать за неидеальное качество фотографий, я сильно старался и потратил кучу времени ;-) Сам же в будущем для целей публикации в тырнете буду пользоваться исключительно цифровой аппаратурой.

 Большинство фотографий снабжены подписями (надо подвести и подержать немного мышку над фоткой), для каждой уменьшенной фотографии имеется её полноразмерный вариант.

 


Навигация

Вот так выглядит GPS-приемник  Главное навигационное устройство - штурман Серега с ноутбуком ;-) Навигация осуществлялась с помощью GPS-приемника Garmin 35-PC (нечто вроде мышки с магнитной подошвой, выкидывающееся на крышу. От приемника идет провод с двумя разъемами – COM-порт и питание в автомобильный прикуриватель) и ноутбука с установленным на нем Microsoft Autoroute 2002 Europe. Волшебно – бумажными картами не пользовались вообще, Штурман выдавал команды примерно в таком виде «через 300 метров круг, с него третий выход налево 45, далее через 30 метров направо rue такая-то,…». Ездили, как местные, во всех городах, с первого раза находили нужные гостиницы, офисы по туризму и прочее. Серьезных ошибок было всего две – один раз он показал вывод на авторут (автостраду), выезжаем по рампе и попадаем на местную дорогу, а авторут остается в стороне немного под углом. Второй раз при выезде из туннеля в Монако он наставал на том, что сразу за выездом круг, на котором почти развернуться надо, круга не оказалось, поэтому проехали вперед и развернулись дальше. Было еще раза три мелкие накладки, типа программа не знала, что улица пешеходная – ну объехали по параллельной, проблем-то? Съездив с применением такой навигации впервые, я понял, что по-другому ездить теперь и не хочу.

Выражаю благодарность сотрудникам и руководству магазина «ПРИН-Адреналин» на Сухаревской площади за хорошее и доброе отношение к клиентам и за то, что пошли мне навстречу в нестандартной ситуации.


Методика ознакомления со страной

Одна из главных идей такого путешествия – не выкупать (и не бронировать) заранее гостиницы где-то, ибо никто не знает, где именно и в какой день придется ночевать. Можно, вероятно, все заранее выкупить, но, во-первых, теряется прелесть свободного перемещения по стране, во-вторых, всегда может появиться желание по месту изменить маршрут. Поэтому мы поступали так – в первом же городе после Парижа (в Caen’е) мы остановились в самом центре в отеле Ibis (сеть недорогих но вполне качественных отелей с номерами на двоих по 55-70 евро за ночь в зависимости от города) и взяли книжечку с перечнем всех Ibis’ов по Франции и Европе. Далее, когда становилось понятно, что мы останавливаемся на ночь в таком-то городе, мы смотрели в MS autoroutе карту этого города, находили центр города и выясняли, нет ли Ibis’ов в центре (останавливаться на окраине города плохо, так как некуда вечером выйти погулять и нечего посмотреть). Если Ibis находился – ехали прямо к нему. Если нет, ехали в центр города, включали на карте отображение всех отелей и максимум с 3 раза находили подходящий нам по цене, условиям и месторасположению отель.

 

Франция – это не только страна истории и достопримечательностей. Это, кроме всего прочего, страна вина, сыра и паштета! Ужины наши состояли обычно из 2-3 бутылок вина, 3-5 сортов сыра и 1-3 видов паштета. Ибо, чтоб познать страну, надо не только смотреть ее достопримечательности, но и пить ее напитки, и есть ту еду, которой она знаменита ;-). Предпочтение отдавалось мягким сырам типа Бри и Камамбера и нежнейшим козьим сырам консистенции творожка. Заинтересованным читателям рекомендую весьма толковый и полезный ресурс по сырам Франции - по ссылке. Хотя в современной литературе по винам иногда высказывается мнение, что при сочетании вина с сыром сыр перебивает вкус вина, скажу, что на мой взгляд, это полная фигня. Сыр не перебивает, а именно подчеркивает вкус вина. Одна из правильных на мой взгляд таблиц сочетания вина и сыров приведена здесь

 Вина мы пили только относительно приличные по нашим меркам (не ниже 4,5 евро за бутылку - в России такие вина стоят от 12-15 долларов и выше) с обязательным AOC (Appelation Origin Controlee). На столовые вина (vin de table) и местные вина (vin de pays) мы внимания не обращали. В конце повествования (в приложении) приведен список выпитого нами вина и имеются упоминания о съеденном нами сыре ;-)


Париж

Рассказ про этот славный город будет, вероятно, самым кратким. Про него написано множество всяких разностей и сложены красивые сказки. Но так как с Парижем я знаком не понаслышке и изрядно истоптал его мостовые, скажу о том, что меня наиболее порадовало в этот приезд.

Серега поедает луковый суп Первое – это незабываемое впечатление от поедания лукового супа – пищи бедных художников вековой давности - вечером на Монмартре. Вроде бы и кушание это ничего особого из себя не представляет и предназначено для снятия похмельного синдрома утром, а вкусно, однако, и вечером. Вообще, Монмартр – это одно из весьма забавных парижских мест. Там сохранился виноградник, из которого производят примерно 600 бутылок вина в год. Вино не то, чтобы хорошее, однако ценится.

Второе – это la Defence – современный деловой квартал. Раньше я его видел только от триумфальной арки и он мне представлялся техногенной П-образной аркой и сборищем бездушных офисных зданий, нечто вроде Нового Арбата. На самом деле, все иначе. Продолжение Елисейских полей уходит в тоннель, а наверху остаются разные и очень интересные здания, пространство между которыми заселено фонтанами, клумбами, различными деревьями и кустарниками, разноцветными колоннами, непонятными фигурками, подсвечивающимися вечером, наподобие фигур около центра Помпиду. К некоторым зданиям ведут изгибающиеся и висящие пешеходные дорожки, что производит достаточно футуристическое впечатление. Сама арка производит вблизи потрясающее впечатление. Можно подняться на ее верх и оттуда открывается весьма неплохой вид. Если добавить ко всему этому немного солнышка, тишины, запаха цветов и щебетания птиц – это примерно будет соответствовать моему впечатлению от Дефанса. К сожалению, именно в Дефансе у меня сломался взятый напрокат у приятеля фотоаппарат, поэтому фотографий мало, а те, что есть, недостаточно качественные.

 

La Defense  La Defense  La Defense  La Defense  La Defense  La Defense

От площади Бастилии к Сене идет канал, с одной стороны которого расположен очаровательный сад, и в самом канале стоят красивые кораблики. Меня интересовало, куда же он идет, ведь со стороны площади Бастилии что-то непонятное, а сверху станция метро. Так вот, в этом месте канал уходит под землю, а выходит неподалеку от площади Республики в продолжении бульвара Джулиуса Ферри – прямо посредине, вместо парка из под земли появляется дыра с загадочным шлюзом. Как я понял, туда могут спускаться яхты, идущие по этому каналу. Канал пересекают несколько улиц, пересечение сделано в виде поворотных мостов – повернул мост в сторону – и по каналу идут кораблики, повернул обратно – переезжают машинки. Около одного из шлюзов мы обнаружили плакат с перечислением того, какие рыбы в нем водятся – оказалось что-то около 15 разных видов.

Монмартр  Мельница  Единственный Парижский виноградник  Полицейские на велосипедах Peugeot  Бульвар Монпарнас. В начале 20 века здесь собирались известные люди  Вид из окна гостиницы на Sacre-Coeur  Комментрарии излишни  Ну кто ж не знает...  Les Champs-Elysees  Парижане знают толк в машинах  Ага, Феррари  Феррари             

Чем еще славится Франция, кроме вина и сыра? Автомобилями ПЕЖО. Разумеется, быть в сердце Франции и не посетить самый главный автосалон ПЕЖО на Елисейских полях - это ну просто неприлично! Центром внимания в салоне был выставленный концепт "kart up"

Салон ПЕЖО на Елисейских полях        kart up  kart up  kart up  kart up          

В ста метрах от ПЕЖОвского салона на Елисейских полях находится Мерседесовский салон. Два года назад в нем стояли сплошные купе и родстеры. Нечто подобное я ожидал увидеть и в этот раз. Однако, ожидания мои не оправдались. В салоне стоял новый Е-klasse. А в центре салона стоял черный E-klasse с маникенами "людей в черном"  (Man in Black). Рядом на экране демонстрировались отрывки из еще не вышедшего на экраны фильма MiB-2. На мой взгляд, весьма скучноватый промоушн. Почти полное отсутствие посетителей в салоне это лишь подтверждало (когда там два года назад были выставлены CLK, SLK и прочие "вкусности", народу было непротолкнуться).


 

Взятие машины или почему я жалею, что на выборах не победил Ле Пен.

Итак, побродив по Парижу, отправились мы с утра в четверг 02.05.2002 в офис Hertz в Gare du Nord, где согласно резервации должна была поджидать нас машинка класса Peugeot 406 or similar. Вокзал этот достаточно большой, поэтому в одной комнате рядом с Hertz’ем за стойками находились представители и других компаний – Avis, Europcar, Ada,… За стойкой Hertz’а находились два афро-француза, или, если по-простому, нигера.

Отдав лист с резервацией, я стал доставать необходимые документы – паспорт, права, кредитные карточки. Однако, бросив беглый взгляд на мои права, нигер сказал, что мои права – неправильные, должны быть международные. И показывает мне, как выглядят международные – серая такая книжка… А у Вас, говорит, неправильные права. Перевод прав (отдельная бумажка, которую мне сделал по моей просьбе московский офис Hertz’а при резервировании машины) его нисколько не порадовал. На мои возмущенные слова, что я уже много раз брал машину в разных странах, в Hertz’е и не только, и в том числе во Франции в ertz’е, привели лишь к тому, что он спросил, нет ли у меня с собой пачки счетов, иначе он мне не верит.

Ладно, прошу позвать менеджера. Нигер отвечает, что он сам менеджер. Хорошо, звоним по телефону во французское представительство Hertz (или кто оно там – единый номер по всей Франции) и объясняем проблему. ОК, говорят, сейчас разберемся. Через несколько минут раздается звонок на стойке. Из разговора нигера по телефону понимаю, что он объясняет, что у нас неправильные права. Перезваниваем опять по этому центральному телефону и выслушиваем, что они верят нигеру в том, что у меня права неправильные. Ладно, звоню в московский офис Херца. После долгих препирательств говорят, что прояснят проблему. Через полчаса выясняется, что помочь они ничем не могут. Советуют взять бумагу с указанием причины отказа в выдаче машины для дальнейших разбирательств. Ладно, взяли бумагу у нигера. Но нам все же машина нужна…

Идем по соседним стойкам. В europcar’е машин до понедельника нет, в одном месте вторят нигеру и говорят, что права у меня неправильные. Подходим к стойке Avis’а – мулаточка симпатичная за стойкой. Говорим, что нужна машина – не вопрос, говорит, машины есть, давайте с документами разбираться. Смотрит у себя в инструкцию (там отдельно, как я понял, для граждан разных стран написано у кого что именно требовать): нужен паспорт, права, обратные билеты и две кредитки. Даю ей все, кроме обратных билетов – говорю, что давайте оформим, принесу билеты через 10 минут – отель рядом. ОК, говорит, теперь напишите мне ваш домашний адрес и телефон – пишу: Russia, Moscow,…  Со словами «сейчас мне надо проверить ваш адрес» девушка куда-то звонит и диктует то, что я написал. Минут 5 девушка ожидает на трубке, что-то выслушивает и говорит мне, что она не получила подтверждения того, что я действительно проживаю по указанному адресу и у меня тот самый телефон. На вопрос, а куда она, собственно, звонила, был получен замечательный ответ, что у нее в инструкции есть номер телефона, по которому она звонит, диктует адрес и телефон клиента, а ей говорят «ОК» или «не ОК».

Поняв, что на северном вокзале мы машину не возьмем и, вооружившись на всякий случай, обратными билетами, пошли мы на Gare de l’Est, находящийся примерно в 800х метрах. Видим офисы Avis’а, Europcar’а и Hertz’а. Заходим в Hertz – за стойкой нормальный белый француз. Говорим, что нужна машина на 4х взрослых. Сожалею, говорит, у меня только Renault Сlio сейчас есть, но, впрочем, давайте Ваши документы, сейчас что-нибудь подумаем… Смотрит в компьютер и говорит «так у вас же зарезервирована машина на северном вокзале, дойдите туда – тут рядом». Объясняем ему, что были там и что из этого вышли. А, говорит, знаю я этого негра, он a little bit stupid, Вы бы к менеджеру обратились… Говорим, что просили менеджера, но нигер сказал, что он и есть менеджер. Нет, говорит, менеджер там женщина. Выясняем, что мужик этот запросто бы дал нам машину, но подходящей у него сейчас просто нет. Рекомендует или зайти в другой офис Херца, или обратиться в другую фирму, например, напротив него по коридору. Благодарим мужика и идем в Europcar напротив. Никаких проблем не возникло за исключением того, что в Италию не хотят отдавать ни Peugeot 406, ни VW Passat, ни даже Opel Vectra. На выбор были предложены или Peugeot Partner дизель, или Renault Scenic бензин. Прикинув предстоящий километраж и цены на топливо, остановились на дизельном «Партнере», к тому же он стоил на этот срок на 300 евро меньше, чем бензиновый «Сценик». Вот так мы и взяли машину. К этому моменту я стал убежденным сторонником Жан-Мари Ле Пена.

 Что можно сказать о машине - ну фургон (хоть и в пассажирском варианте) он и есть фургон. В городе и скоростях до 80 - вполне прилично едет, комфортно. Разогнать его до 130-140 на трассе - огромная проблема, обгонять можно лишь супер-тормозов и сильно груженные фуры на подъеме. В городском режиме машина ест примерно 6л/100 км. А вот на трассе на 120-130 все 10 литров. Одно радует, средняя цена диз.топлива 0.8 евро/литр, а 95-го бензина - порядка 1.1 - 1.15. Так что на топливе хоть немного, но сэкономили.

Наш пепелац

Другой особенностью этой машины является достаточно мягкая подвеска. Ситуация анекдотичная - как только выезжаю на шоссе - минут через 15 начинает очень хотеться спать. Хоть спички в глаза вставляй. Спасался только 1-2 чашками кофе, благо на авторутах на заправках всегда стоят или кофейные автоматы, или есть бар с живыми людьми. Никогда бы подумал, что в машине может настолько укачивать водителя, что он едва не засыпает.

 Третья особенность вытекает из городского предназначения машины, ее формы, точнее отвесного заднего борта. При движении по трассе если тебя кто-то обгоняет, машину сильно бросает в сторону и приходится достаточно сильно подруливать, чтобы удержать машину. При обгоне фур с разностью скоростей километров 30 и выше - вообще вилы.


С этого момента собственно и началась наша поездка по стране...

 Впервые смонтировав наш навигационный комплекс, мы без единой ошибки быстрейшим путем добрались до Версаля (Versailles, точка №2 на карте). Когда я вспоминаю, как мы ехали по бумажным картам в Версаль в прошлый раз, меня прошибает пот. Ибо на даже крупномасштабной карте дорожная сеть в районе Парижа выглядит как беспорядочная красная сетка, где одна дорога находится на другой. Рассказывать что-то про Версаль на мой взгляд весьма неблагодарное занятие. Это торжество абсолютизма просто надо видеть. Отмечу лишь, что около одних из ворот, ведущих из Версаля в парк Трианон нами была встречена русская тетушка, служащая Версаля. Уже год она живет и работает там, перечитала кучу тематической литературы и готовится стать экскурсоводом. Нам она выдала всю возможную информацию и очень была этому рада. После осмотра Версаля и Трианона путь наш лежал в Нормандию в город Кан (Caen) – точка №3.

После Парижа Caen показался нам тихим, красивейшим и расчудеснейшим городом. Очень красива вечером площадь около городского собора – классно подсвеченные клумбы и стены привели нас в полнейший восторг. Дневной осмотр города выявил живописнейший рынок, несколько красивых иглизов и кафедралов и серьезную крепость, стоящую на скале почти в центре города. Стоит добавить, что в Париже сломался фотоаппарат, который я взял у приятеля попользоваться. Отремонтировать достаточно серьезный Olympus во Франции в напряженном режиме нашего путешествия было невозможно. Найдя мастерскую по ремонту фототехники в Caen’е и зайдя в нее, мы объяснили нашу проблему мастеру. В ответ нам был продемонстрирован аквариум, заполненный полуразобранными фотокамерами, из которых с чрезвычайно выразительным выражением лица мастером был извлечен близкий родственник нашего сломавшегося Olympus’а IS-3000 без корпуса. Типа "се ля ви, чуваки!". Вариант поездки в Париж в центральный сервис Олимпуса с целью оставления камеры на ремонт нас тоже отнюдь не вдохновлял. Однако аппарат-то нужен. В результате было принято решение закупить во fnac’е (это сеть магазинов, торгующая электроникой по всей стране, типа нашего М-Видео) что-то. Этим чем-то оказался Olympus IS-500 стоимостью около 340Э.


Вооружившись свежекупленной фототехникой мы направились в городок Falaise (точка №4), находящийся в примерно 40 километрах от Сaen’а. Город этот известен как место рождения Вильгейма-Завоевателя, там же на горе находится крепость, в которой этот Завоеватель какое-то время жил. Крепость смотрится серьезно и очень внушительно и до сих пор. Кроме того, в городе сохранилось достаточно средневековых зданий. От стен, опоясывающих старый город, осталось порядка трети. Пока мы шли по низу вдоль сохранившейся части стены и взбирались на гору, на которой стена эта стоит, откуда-то из старых ворот появился мужичок лет 55-60. Подойдя к нам, он стал показывать на с трудом видимые уже  ямы около стены и махать руками. Вооружившись коллективным разумом и отрывочным знанием некоторых французских слов, мы поняли, что мужик нам рассказывает о том, что в ямах этих хранились камни. При осаде города рядом ставились катапульты, которые метали камни в нападающих. Поблагодарив мужика, мы продолжили осмотр этого небольшого городка. В общем, потратить на этот город надо час-полтора, а запомниться он вам надолго.

  Замок рядом с городом  Стена старого города. Вот тут нас немножко "образовал" местный дядька  Вид на стену старого города  Пруд под городской стеной  Вид на крепость Вильгейма-завоевателя  Стена крепости Вильгейма-завоевателя  Шато в крепости Вильгейма-завоевателя  Так выглядит долина со стены крепости Вильгейма-завоевателя  Площадь старого города


Следующим пунктом нашей программы было Abbaye du Mont-Saint-Michel (точка №5). Вряд ли я ошибусь, если скажу, что это самое посещаемое и самое культовое туристическое место Франции. И оно вряд ли нуждается в комментариях. Скажу лишь, что подъехали мы к нему уже ближе к вечеру, когда солнце светило уже со стороны моря. Для съемок более пригодны утренние часы, когда солнце со стороны материка. Внутрь аббатства попасть можно далеко не всегда, поэтому лучше узнать заранее о времени, когда оно открыто для туристов.

 

          Окружающий залив во время отлива  Часовня на берегу у подножья острова

Так как Сан-Мишель, это остров ведущей к нему длинной и узкой косой, то ближайшие отели находятся уже на материке вдоль дороги (в самом Сан-Мишеле отелей очень мало, да и перспектива тащить свои вещи от парковки к отелю за примерно километр, радовала очень слабо). А отели на дороге - место совсем не прикольное. Поэтому мы поехали на ночевку в Сан-Мало (St-Malo, точка №6)


 

Форт рядом со стеной города  Вид на городскую стену со стороны моря

Сан-Мало в средние века было городом-крепостью, стоящим на каменном плато, отделенным от берега узким перешейком. Во времена религиозных войн город существовал как отдельное государство, нечто вроде древнегреческих городов-государств. Весь остров окружен серьезной крепостной стеной, внутри которых находится сам старый город. В море неподалеку от острова имеется множество маленьких островов со стоящими на них фортами, которые не давали вражеским кораблям приблизиться к самому городу. Рекомендую прогуляться по крепостным стенам – с них открывается красивый вид как на море, так и на некоторые улицы внутри города. Во время второй мировой город очень сильно пострадал (в некоторых местах висят фотографии того, что оставалось от города после союзнической операции по высадке десанта) и был впоследствии восстановлен. В самом городе мы наткнулись на магазинчик с акварелями, на которых изображены виды города и крепости. Там были как копии каких-то других картин, так и авторские работы. Потрясающе! Если у вас будет место в багажнике машины, немного лишних денег и желание добавить немного романтики и тепла себе в квартире – рекомендую что-нибудь приобрести.
Городские стены  Городская стена

 

 

Продолжение отчета      К оглавлению отчета      На главную страницу