Вело-лето 24 озёр. Weilheim in Oberbayern день третий - на Salzburger Festspiele. |
Мы люди, чуткие ко всему прекрасному. Мы наслаждаемся природой и велопоездками, вкусной едой и хорошими напитками, не чужда нам и классическая музыка. Если вдруг кто-то не в курсе, то каждый год с 20-х чисел июля по 1 сентября в Зальцбурге проходит главное европейское событие в мире классической музыки – Salzburger Festspiele, где на нескольких площадках выступают звезды первой величины и осуществляются интересные постановки опер. Перед нашей поездкой я внимательно изучил афишу фестиваля. Из тех концертов, на которые ещё можно было купить неплохие билеты, выбрал сольный концерт нашего современника и соотечественника, пианиста Евгения Кисина, который в детском возрасте выступил с Берлинским филармоническим п/у Герберта фон Караяна, а позже сотрудничал с многими известными музыкантами, такими, например, как Colin Davis, Claudio Abbado, Daniel Barenboim, Riccardo Muti и другими… Поэтому мы все захватили с собой из Москвы портпледы с костюмами – не в велошортах же идти на концерт в большой фестивальный зал (Großes Festspielhaus). За два дня до концерта мне на почту пришло уведомление от дирекции фестиваля о том, что у Евгения проблемы с рукой и он отменил свой концерт, но они нашли замену и перед нами выступит с сольной программой австрийский пианист Till Fellner, который сотрудничал с Vladimir Ashkenazy, Claudio Abbado, Nikolaus Harnoncourt, Kurt Masur, Kent Nagano и другими. Конечно, получив это письмо, я расстроился. Евгения Кисина я слышал еще в 1980-х в Московской консерватории, а записи бетховенских и шумановских концертов для ф-но с оркестром с LSO п/у Sir Colin Davis оставили у меня самые прекрасные впечатления. Всё же, посовещавшись с друзьями, мы решили не отменять посещение Зальцбургского фестиваля, а съездить и послушать этого самого Тилла Феллнера. Ехать из нашего Weilheim’а до Зальцбурга около 2,5 часов, в Зальцбурге перед концертом нужно забрать оплаченные билеты, поэтому, чтобы не опоздать, лучше выехать заранее, в середине дня. Тогда можно будет в Зальцбурге ещё и пообедать. Соответственно, на велосипедах сегодня покататься у нас не получится. Что можно сделать за несколько утренних часов? Съездить в Kloster Andechs. Посещение этого великолепного аббатства я описывал в своем рассказе о поездке по землям Бавария и Баден-Вюртемберг. Раз уж мы направляемся в Зальцбург, то я не мог не заехать перед этим в расположенный рядом городок Anif, в котором свои последние 20 лет жил, и на кладбище которого похоронен величайший из дирижеров XX столетия Herbert von Karajan. Так как ехать на могилу маэстро с пустыми руками непристало, то по дороге из Андехса я купил в оранжерее горшочек с цветами, а в цветочном магазине Weilheim’а букет роз. Выходя из отеля в костюме с букетом красных роз в руке, я поймал на себе взгляд милой девушки-администратора нашего отеля. Она привыкла видеть нас в велосипедной форме или в шортах и футболке. А тут человек в темном костюме с цветами. Вероятно, она подумала, что я отправляюсь на собственную свадьбу. На следующий день, когда мы утром спустились позавтракать, она подошла ко мне, сказала, что была вчера очень удивлена моим видом, и спросила: «что это было?». «Костюм?», - уточнил я: «Salzburger Festspiele…». «Понятно», - с уважением ответила девушка. В Anif’е я возложил цветы на могилу маэстро, а затем мы немного прогулялись по улице, носящей его имя, мимо дома, где до сих пор живет его семья. Не знаю уж почему, но я чувствую себя комфортно в костюмах в любую погоду. То ли это дело привычки, то ли зависит от того, нормальный это костюм или нет. Вова же стал снимать футболку и облачаться в рубашку-галстук-пиджак уже на парковке Altstadtgarage в Зальцбурге. Вот как это выглядело. Забрав оплаченные заранее билеты, мы направились слегка перекусить. Традиционно, вопросов где это сделать, у нас не возникает, мы любим ресторан M32. Почему он так называется? Очень просто, из-за адреса Mönchsberg 32. Ресторан расположен на одноименной горе и с его веранды открывается один из самых красивых видов на город. А ещё в нём очень хорошо готовят. Ресторан последние много лет занимает высокие позиции в ресторанном рейтинге Австрии Falstaff. Современная креативная кухня ресторана действительно достойна восхищения. Подачи очень красивы и интересны, блюда исключительно вкусные и, несмотря на свой кажущийся небольшой размер, весьма питательны. Голодными мы оттуда ни разу не уходили. Не пугайтесь последней фотографии - я попытался изобразить нечто похожее на смайлик на конфете. Пока мы сидели и неторопливо обедали в ожидании начала концерта, небо заволокло тучами, прошел ливень, а потом появилось солнце, лучи которого которое на фоне темного неба создали красивейшую подсветку города и крепости Hohensalzburg. Но вот на часах начало седьмого, пора неторопливо направиться на концерт. Перед большим фестивальным залом прогуливаются пришедшие на концерт слушатели. И хоть народ одет не только в костюмы, но и в более свободную форму одежды, в костюме ты здесь свой. В 1606 году архиепископ Вольф Дитрих фон Райтенау приказал на месте бывших казарм построить дворцовые конюшни. Северный фасад был спроектирован известнейшим архитектором Иоганном Бернхардом Фишер фон Эрлахом, автором венской KarlsKirche и многих других архитектурных шедевров. В 1917 году в Зальцбурге решили проводить оперные и музыкальные фестивали, и поэтому конюшни перестроили в малый и большой фестивальный залы. Проектированием и перестройкой руководил австрийский архитектор Clemens Holzmaister. Первоначально музыкальный фестиваль был посвящен в основном творчеству В.А. Моцарта и был, если так можно сказать, локальным музыкальным событием. Однако после Второй Мировой войны стало понятно, что Моцарт – он, конечно, гений, но неплохо бы и расширить тематику фестиваля. В 1956 году художественным директором фестиваля стал Герберт фон Караян, который хотел осуществлять в рамках фестиваля грандиозные оперные постановки, например, цикл опер Вагнера. Это уже совсем иной масштаб, по сравнению с камерными операми Моцарта. Именно Караян был идеологом встроенного в скалу большого фестивального зала (Großes Festspielhaus) с огромной и отлично технически оснащенной сценой, которая позволила бы осуществлять здесь любые, даже самые масштабные постановки и не устарела бы как минимум на протяжении 50 лет. Большой фестивальный зал спроектирован архитектором Clemens Holzmeister’ом при непосредственном участии Herbert von Karajan’а. Строительство зала осуществлялось с 1956 по 1960 год, за этот период из горы Mönchsberg было извлечено более 55 тыс. м3 породы для обустройства сцены и кулис. Здание сохранило оригинальный фасад Фишера фон Эрлаха, а там, где раньше были конюшни, сейчас фойе. О бывшем назначении здания напоминают мозаичные изображения конских голов на полу. Открытие Großes Festspielhaus состоялось 26.07.1960 исполнением оперы Рихарда Штрауса «Кавалер Розы» под управлением Караяна. Скульптурные портреты Clemens Holzmeister’а и Herbert von Karajan’а установлены в фойе зала. После открытия большого фестивального зала некоторые даже выражали сожаление, что у него такая большая сцена, и оперы Моцарта на ней просто «потеряются». В зале 2179 мест, он почти квадратный. Акустика зала идеальная, всё прекрасно слышно с любого места в нём. На сцене – железный занавес, весит он 34 тонны и имеет в середине толщину в 1 метр. Ширина сцены составляет 100м, её глубина – 25м. Подробные технические спецификации указаны на сайте Зальцбургского фестиваля. Что касается самого концерта, то это был ужас. Вязкое и нудное исполнение Till Fellner’ом второй части хорошо темперированного клавира И.С Баха в первом отделении привело к тому, что часть посетителей просто ушли с концерта в перерыве. Посовещавшись, мы остались на второе отделение. Фортепианная соната Йозефа Гайдна и симфонические этюды Роберта Шуманна звучали повеселее, но всё-равно, уровень исполнения был очень слабый. Увидите на афишах имя Till Fellner’а – обходите концерты с ним как можно дальше.
|
baranovna@yandex.ru |