Ростов, Ярославль, Вологда, Кириллов, Кострома, Суздаль (31.12.2005 - 06.01.2006)  
 
Кириллов
Куракинская керамика
Кирилло-Белозерский монастырь
Горицкий монастырь
Ферапонтов монастырь

 

Кириллов

Для поездки в  Кириллов и его окрестности мы выделили один день, выехав рано утром из Вологды. Сам Кириллов находится примерно в 120 км на северо-западе от Вологды. Основная достопримечательность Кириллова - Кирилло-Белозерский монастырь. Хорошее описание города и монастыря имеется на сайте "Малые города России" по ссылке. Еще один путеводитель по Кириллову вот здесь на сайте "Путешественник".

В принципе, если вы сходили по приведенным мной выше ссылками, то даже краткий рассказ об истории монастыря будет излишним. Однако несколько слов для порядка все же скажу.

Город расположен на берегах озер Сиверское и Долгое, монастырь стоит на берегу Сиверского озера. Сам город очень небольшой и на мой взгляд ничего интересного собой не представляет.

Около парковки перед монастырем мы увидели сувенирный магазинчик. "Ничего особенного", - подумал я: "опять всякие там стандартные берестяные, деревянные и глиняные поделки". И как я ошибся! Это был фирменный магазин "Куракинской керамики". Мне, как и вам сейчас это словосочетание ни о чем не говорило и я стал внимательно смотреть на товар. Всякими глиняными горшочками, вазами, плошками, блюдами и сувенирами нас удивить трудно. Здесь же от изделий веяло теплотой и домашностью.

Куракинская керамика

Приведу краткое изложение содержания купленной в магазинчике брошюры. "Куракинская керамика" - это изделия мастерской художника Нины Георгиевны Мишинцевой. В мастерской изготовляют майоликовые изразцы для печей и каминов, а также широкий ассортимент гончарной посуды, скульптуры, настенные панно, тарелки, вазы, кашпо, подсвечники и многое другое. Материалы и технология повторяют приемы старых мастеров Москвы, Петербурга, Ярославля, Великого Устюга, Соликамска и Тотьмы. Особо приготовленная красная шлина, ручная лепка скульптурных деталей, изготовление форм и ручная авторская роспись - все уходит корнями в традиции, проверенные веками. Выездной мастер-печник с высоким качеством сложит печь или камин, украсит его изразцами. Выбор конструкций печей и каминов разнообразен.

Именно печь, стоявшая в магазине не просто, как образец, а вполне себе функционирующая произвела на нас просто фантастическое впечатление. Сказать "красота" - это не сказать вообще ничего. Посмотрите фотографию и проникнитесь. А в буклете приведены фото еще десятка других печей и каминов. Фантастика, мегазачот! По утверждению продавца, печь стоит примерно 150 тыс. руб. Читатель, если ты думаешь о том, как красиво, стильно и со вкусом обустроить собственный дом, то очень рекомендую тебе посмотреть на эти печи и камины и уже по результатам принять решение. Думаю, увидев их вживую, вы отбросите все сомнения.

 

    Печь  Один из изразцов на печи

 

Оставлю координаты: Россия, 161130, Вологодская область, Кирилловский район, п/о Запань Нова, деревня Куракино. Тлф (81757)4-52-46 (мастерская) и 3-20-84 (магазин). К сожалению, странички самой мастерской я не нашел, поэтому дам две другие ссылки: "Куракинская керамика" на сайте "Ферапонтово", и еще одна ссылка. К сожалению, по фотографиям нельзя составить адекватного представления об изделиях мастерской, но все же это лучше, чем ничего.

Кирилло-Белозерский монастырь

 

Теперь пора вернуться и к истории Кирилло-Белозерского монастыря. Монастырь основан в 1397 году 60-летним старцем из Москвы Кириллом Белозерским и иноком Ферапонтом. Вскоре после этого Ферапонт покинул это место и основал монастырь примерно в 20 км отсюда, в Ферапонтово. Часть братии (не путать с братвой!) из московского Симоновского монастыря, откуда был Кирилл, позже переехало сюда, в Кириллов. Серьезное строительство монастыря развернулось при игумене Трифоне в 1435-1447 годах. В XV-XVII веке Кирилло-Белозерский монастырь является влиятельным религиозным, культурным и экономическим центром Севера России, сюда стремится множество паломников. Выходцами монастыря являлись многие известные в то время религиозные деятели. Кроме всего прочего, процветанию монастыря способствовали пожертвования московской знати - купцов и бояр.

 

В XV веке в монастыре была основана иконописная мастерская, где работал Дионисий Глушицкий. К концу XV века начинает развиваться монастырская библиотека, в ней уже более 200 книг, а к XVII веку она будет насчитывать уже более 2000 книг. Не забывайте, что тогда книги переписывались вручную и часть их была переписана самим Кириллом Белозерским. В середине XIX века около полутора тысяч рукописей было вывезено в Петербургскую библиотеку духовной академии.

 

Расцвет монастыря приходится на XVI-XVII век. В те времена монастырю покровительствовали Василий III и Иван Грозный. Монастырь тогда играл важную роль, так как находился на торговом пути к Белому морю. В собственности монастыря находились 11 сел и более 600 деревень, земельные владения в 16 уездах России, соляные промыслы, собственный речной флот, торговые дома и прочая недвижимость в Москве, Ярославле, Вологде и Твери. Кроме того, за монастырем было закреплено около 20 тысяч крепостных. Это по численности уровень  среднего города-государства.

 

вход в Новый Город - Казанская башня    вход в Новый Город - Казанская башня  стена монастыря и Вологодская башня  Деревянная мельница XIX век  Вид на Старый Город  Стены Нового Города изнутри и Вологодская башня    Стены вид изнутри    Стены, мощные башни  мельница

 

Во время смутного времени монастырские стены выполняли защитную функцию и уберегли монастырь от поляков.

Когда в 1715 году Петр-I издал указ о возрождении Валаамского монастыря, только что освобожденного от 100-летнего владения шведами, его восстановление происходило в основном за счет сил и средств Кирилло-Белозерской обители.

Кроме бизнеса и слова Божьего было еще одно направление деятельности монастыря - он использовался властями в качестве места ссылки нежелательных элементов  еще с XVI века, когда сюда ссылали бояр Шереметьевых, московского митрополита Иоасафа и других известных людей. В 1648 году в монастыре укрывался московский боярин Морозов, близкий друг царя Алексея Михайловича.

 

Церкви Иоанна Предтечи (1534) и Сергия Радонежского (1594)      Церковь Сергия Радонежского (1594)      Монашеские кельи (XVIIв)  Вид на Старый Город через Святые ворота  Святые ворота (XVI в)  Святые ворота (XVI в)  Успенский собор (1497) и Церковь Епифания (1645)  Интересно, что тут делает эта табличка?  Кельи    Аллея от Казанской башни к Святым Воротам    Святые ворота        вид на Церковь Преображения (1595)  Церковь Преображения (1595)    Церковь Евфимия (1653)  Церковь Преображения (1595)  Вот это кадр! Как человеку удобно сидеть-то было!

 

Монастырь состоит из двух частей. Все основные церкви находятся на территории Старого города. Новый город был сооружен в 1653-1682 годах. Это мощные стены, охватывающие монастырь с трех сторон, их протяженность примерно 1,3 км. Стены имеют галерейное устройство в три яруса, по их углам массивнейшие башни. Просто чума!

Мне кажется, что именно зимой этот монастырь смотрится наиболее гармонично, ведь в те времена глобальное потепление было еще очень далеко и климат был гораздо холоднее и суровее. Зима была естественным условием жизни обитателей.

 

В общем, смотрите фотографии этого потрясающего места и, если вы еще там не были, обязательно соберитесь и съездите!

 

Такими вешками отмечена тропа по льду Сиверского озера  Вид на монастырь с Сиверского Озера  Вид на монастырь с Сиверского Озера  Вид на монастырь с Сиверского Озера  Вид на монастырь с Сиверского Озера  Вид на монастырь с Сиверского Озера  Вид на монастырь с Сиверского Озера

 

Горицы

Село Горицы находится примерно в 6 км от Кириллова и расположено на берегу реки Шексна. Само село ничего интересного не представляет. Нас удивила только надпись "Food Shop"  на магазине и программа новогодних праздников с расценками на нее - посмотрите сами и подивитесь! На автобусной остановке в центре села стояла пьяная компания из нескольких мужиков. Они очень хотели набить друг другу морду, ведь что за праздник без млодобоя?! Однако эта задача оказалась для них непосильной по той простой причине, что они были настолько пьяны, что просто висли друг на друге. Вот вкратце и все интересное в селе. А основной же достопримечательностью, приведшей нас сюда является Горицкий Воскресенский девичий монастырь.

 

  Обратите внимание на перечень праздничных мероприятий и цены

 

Монастырь основан княгиней Евфросинией Андреевной, вдовой удельного князя Андрея Старицкого, приходившегося родным дядей Ивану Грозному, т.е. проще говоря, теткой. Иван Грозный уничтожил род Старицких, опасаясь претензий на трон со стороны родственников. Использовался монастырь как место заключения знатных особ. Здесь коротали время Анна Колтовская (четвертая жена Ивана Грозного), Мария Нагая (известнейший персонаж русской истории - последняя жена Ивана Грозного и мать царевича Димитрия), дочь Бориса Годунова Ксения. Здесь же в монастыре в смутное время под присмотром находился будущий первый царь династии Романовых - Михаил Федорович.

 

              Часовня на берегу и катер, которые летом плавает             

 

Несмотря на богатую историю монастырь находится на мой взгляд в каком-то непонятном состоянии. Вроде бы восстановительный работы начались еще в 1996 году, а в 1999 году монастырь был возрожден и является сейчас действующим, но вид у него какой-то запущенный. Кресты стоят не на всех церквях, где-то еще строения в лесах, какая-то ржавая автотехника на территории. Короче, работы еще предстоит изрядно.

 

Полоскание в Горицах

А рядом, невдалеке от часовни, на реке была прорублена прорубь и я, просто офигевши, наблюдал за тем, как две тетки полоскали в ней белье и грузили его потом на санки. Наверное, это гораздо более экологично и продвинуто, чем стирка и полоскание в обычной стиральной машине с использованием синтетических моющих средств, но... В общем полное ощущение, что ты перенесся в машине времени лет так на 300 назад.

 

 

Ферапонтово

Вначале приведу несколько ссылок на полезные и наиболее интересные ресурсы в сети: Домашняя страничка Ферапонтово, Ферапонтово на сайте "Малые города России", Ферапонтово на сайте "Путешественник". Другие ресурсы вы сможете найти самостоятельно.

Село Ферапонтово и известный на весь мир Богородице-Рождественский Ферапонтов монастырь находится примерно в 20 км от Кириллова, поэтому посещение всех трех монастырей (Кирилло-Белозерского, Горицкого и Ферапонтова) стоит совместить.

Если не доезжать метров 300 до стоянки и мимо домов выйти к реке, то сможете сделать очень красивые кадры зимней русской природы с монастырем на заднем плане. Особенно мне нравятся фото причудливо замерзшей реки - смотришь и проникаешься спокойствием и безмятежностью, а рука сама тянется к бокалу виски.

Вид на монастырь от речки  Вид на монастырь от речки  зимняя речка  Зимняя речка  На таких санках перевозят дрова

 

Основан монастырь в 1398 году другом Кирилла Белозерского Ферапонтом, ушедшим из Кирилловской обители. В 1614 году монастырь разоряют польско-литовские захватчики, но самое ценное монахам удается спрятать. В XV - XVII веках монастырь один из самых богатых в Белозерском крае. После революции монастырь закрывают. В 1975 году здесь открывается музей фресок Дионисия.

Музей фресок - это на самом деле основной собор монастыря - собор Рождества Богородицы. Роспись внутри храма на удивление хорошо сохранилась. Она сделана московским иконописцем Дионисием и его двумя сыновьями уже на закате жизни иконописца. Образно говоря, это его "лебединая песня" - на момент росписи храма ему было более 60 лет.  Площадь фресок составляет более 600м2. Расписан же собор был за рекордно-короткие даже по нашим временам сроки - с период с 6 августа по 8 сентября 1502 года.

 

Мост, ведущий к монастырю  Вид на монастырь от моста  Вид на монастырь  Казенная палата и Святые ворота  Святые ворота с церквями Богоявления и Ферапонта (1649)  Ансамбль монастыря  Ансамбль монастыря  Колокольня (XVI-XVIIв) и церковь Благовещения с трапезной палатой (1534)  Тяжелая работа фотографа  Церковь Мартиниана (1640), Собор Рождества Богородицы (1490) и Церковь Благовещения (1534)  Церковь Мартиниана (1640), Собор Рождества Богородицы (1490) и Церковь Благовещения (1534)  Звонница и церковь Благовещения

 

Сохранность фресок хорошая. Недавно там сделали систему поддержания оптимального климата, пол с подогревом, какой-то особый влажностно-температурный режим окружающих помещений. Внутрь пускают не более 5 человек одновременно. Внутри находится сотрудник музея, который ответил на некоторые наши вопросы. Но хочу сказать, что для осмысленного восприятия росписи храма необходима полноценная экскурсия с рассказом. Надеюсь, что в ближайшее время там появятся хотя бы аудио-гиды.

Сам монастырь расположен на высокой горе над селом, основные постройки датируются XV - XVII веком: церковь Благовещения с трапезной палатой 1530-1531, колокольня 1690, Собор Рождества Богородицы 1490, церковь Мартиниана 1641, Святые ворота с церковью Богоявления и Ферапонта 1649.

На территории монастыря действует музей, в котором представлены экспонаты из самого монастыря и окрестностей. Здесь и реконструкция монашеской кельи по уставу Кирилла Белозерского, утварь и предметы мебели, деревянное окно, придорожный деревянный крест и многое другое. Что вызывает мое удивление, так это то, каким образом деревянные изделия - тот же крест, окна и т.д. сохранились в почти совершенном виде. Современные бы сгнили за 10-15 лет, как это происходит с деревянными лавками и столами во дворах и парках.

 

     

 

В общем, есть что посмотреть в монастыре. Единственное, что может вам испортить настроение и впечатление - это группы бестолковых туристов на автобусах. Уровень их бестолковости такой, что мой издевательский совет фотографировать в сумерках собор с расстояния метров 50 необходимо обязательно с применением встроенной вспышки фотоаппарата все воспринимали серьезно и говорили "спасибо большое".

Мы же, вооружившись штативом, получили несколько очень неплохих на мой взгляд вечерних снимков монастыря. Судите и выставляйте оценки сами.

      Святые ворота     

 

А вот эта фотография заслуживает отдельного рассказа. После поездки по Италии Мишка проникся понятием prodotto tipico - т.е. типичные для конкретной местности продукты - вина, сыры, блюда местной кухни,... Он даже в ресторанах там всегда спрашивал: "А что Вы порекомендуете из типичного для местности". А в наших многочисленных поездках по России он постоянно скулил, что нет у нас ничего такого типичного. Ну если только Вологодское масло, но его в ресторане не закажешь, а купив в магазине особенно тоже не поешь. И вот чудо - прямо на парковке у монастыря я обнаружил настенную роспись, касающуюся типичных продуктов Кирилловского райпо. Тут и лимонад, и масло крестьянское, и специальные сардельки и еще много чего перечислено. Мы даже не ожидали такое увидеть! Радуйся Мишка, вот и на твоей улице настал праздник!

 

Вот, собственно и все о нашем пребывании в Вологодском крае. Можно было уезжать. Ехать в Москву не хотелось. Поэтому еще в Вологде я позвонил своей знакомой из славного города Кострома и спросил как у нее с планами, не против ли она, если я приеду. Так как она была совсем не против, мне осталось только убедить друзей посетить Кострому в очередной раз. На уговоры много времени не потребовалось, аргументы, что Кострома находится как раз по пути в Суздаль, где мы еще не были зимой, что в Костроме потрясающий ресторан "Белое Солнце", где нам всегда рады и вообще есть еще Ипатьевский монастырь и музей деревянного зодчества сделали свое дела и ребята сказали мне:" Колян, заказывай отель и ресторан". За кувшинчиком домашнего итальянского вина прямо из ресторана Пиноккио был заказан домик в мотеле "Интурист Кострома" и столик в ресторане "Белое солнце".

 

Продолжение отчета           К оглавлению отчета       На главную страницу

 
     
  baranovna@yandex.ru