Вологда и ее окрестности (23-25.09.2006). |
Введение
Про дорогу рассказывать особо нечего – до Ярославля она проходится с закрытыми глазами, а от Ярославля до Вологды 200км с гораздо меньшим трафиком и качеством покрытия от среднего до очень хорошего: просто выставляешь на круиз-контроле скорость, свешиваешь ножки и лениво крутишь рулем, лишь изредка касаясь педалей, чтоб совершить обгон или сбросить скорость в населенном пункте. Время в пути из Москвы в Вологду через центр Ярославля (по старому мосту) около 6 часов, соблюдая практически все ограничения скорости в населенных пунктах. В этом отчете я постараюсь не повторяться и основные сведения читателю стоит взять из моего рассказа о зимней поездке. А вот что хочется раскрыть, так это сумасшедшую красоту тех мест. Именно поэтому в данном отчете фотографий может даже и с избытком. Но они настолько красивы и характерны, что уменьшать их количество у меня просто не поднимается рука. Бросив вещи в отеле, мы отправились на рынок. Нам нужно было купить мяса для обеда на второй день в окрестностях монастырей (ведь именно это и было смыслом поездки) и на третий – где-то по пути домой. Мы рассчитывали купить хорошей баранины (ребрышек) и насладиться ими в замечательных окрестностях Вологды. Действительность же внесла свои коррективы. Баранины на рынке в 2 часа пополудни уже не оказалось. Вообще. Нам предложили, конечно, специально для нас забить барана, но он был большим – порядка 15 кг и мы не могли понять, зачем нам такая пропасть мяса. Мы жутко расстроились и взяли говядины. Да, мы ее замариновали в вине со специями. Да, приготовленная на решетке говядина очень вкусна. Но, к сожалению, она не тает во рту, как бараньи ребрышки. В общем, лучше баранины может быть только баранина. Купив все необходимое для приготовления обеда, мы отъехали чуть от рынка и, расположившись на берегу реки Вологда буквально в 300 метрах от Кремля, замариновали все купленное. Жители мегаполиса, вдумайтесь: в 300х метрах от городского Кремля находятся такие замечательные места, где можно спокойно резать мясо, лук, добавлять специи. Идиллия! По завершении этого чрезвычайно важного для нас мероприятия мы отправились гулять по городу.
Описывать достопримечательности города еще один раз мне совсем не хочется, опять отошлю вас к зимнему отчету. Но несколько слов сказать все же надо. Вологда – это деревянное зодчество и дом с резным палисадом. Вологда – это кружева вологодские. Вологда – это вологодское масло. И все же одна из главных достопримечательностей города – деревянные дома. Это просто потрясающее зрелище – вроде бы ничего особенного, дом деревянный. Но резные украшения дают домам такую красоту, что просто глаз не отвести. К сожалению, многие из этих домов сожжены и стоят в обугленном и разваливающемся виде. Зачем их жгут - для меня загадка. Понятно, если бы в этих районах было престижно жить, и земля в этих местах была бы дорогая. Тогда на буквально следующий бы день сожженный дом был бы разобран и на его месте начали бы строить жилое, офисное или торговое помещение. Ан нет – стоят сгоревшие дома себе и стоят. Были мы свидетелями странного действа. К одному из полусгоревших домов на ул. Герцена подошла почтальонша. У нее был конверт с адресом, который как раз и значился на этом доме. Она несколько раз прошла туда-сюда мимо дома, остановилась и бросила конверт в почерневшее окно этого пепелища. Проходящий в этот момент рядом мужчина поинтересовался, зачем она это сделала. Почтальонша объяснила, что таскать это письмо с собой смысла не имеет, поэтому она честно выполнила все пункты своей должностной инструкции.
Теперь про масло - настоящее Вологодское масло изготавливается исключительно из молока «говядины», которая кушает молодую травку в мае месяце в Присухонских низинах. Это масло считается настоящим только в течение пары недель после поедания бурёнками этой травки. Всё остальное - подделка. Знайте это, и расстаньтесь с иллюзиями, что в Ашане, Метро или 7континенте вы купите настоящее вологодское масло. Его то и в Вологде практически нет. Прогулка по городу должна обязательно включать посещение Кремля и подъем на высшую точку города – колокольню, с которой открывается панорама всего города. Вдоль берега реки Вологда – красивые церкви. В самом городе, кроме деревянных домов я бы отметил дом Петра I – по легенде останавливался он в нем во время своего посещения города. Ну и каменный центр города – дома XIX – начала XX веков - не стоит обделять вниманием. Что нас в этот раз поразило, так это огромное количество местной молодежи - парней и девчонок - которые гуляя, не забывают залезть и на колокольню. Вспомните Москву - много ли коренных москвичей стоят в очереди, чтоб попасть в Кремль? А тут совсем все иначе. Рядом с детским парком в самом начале ул. Ленинградской останавливалось много свадебных кортежей. Понятное дело, что суббота - день свадеб. Но почему именно здесь? Мы заинтересовались не на шутку. Все оказалось очень просто. В Вологде 7 мостов. И если жених переносит невесту по мосту на другую сторону, а не бросает ее нафиг в воду, то, согласно приметам народным, будут жить они долго и счастливо. Оно и понятно, как в том анекдоте, когда к очередной годовщине свадьбы муж вспоминает "Да... убил бы тогда, сейчас бы уже вышел...". Почему именно в этом месте все это действо происходит? Да очень просто: это самый короткий мост в городе. Зачем надрываться жениху?!
Ситуация с Пиноккио (навеяно мотивами Pulp Fiction) Не могли мы не посетить очень нам понравившийся зимой ресторан "Пиноккио". Нагулявшись по городу и изрядно проголодавшись мы оказались там. Все хорошо, но мое внимание привлекло отсутствие в меню ресторана граппы. Официантка подтвердила мои самые худшие подозрения – «нет у нас граппы никакой, извините». Не попить граппы в виде дижестива в окончание трапезы в итальянском ресторане - для меня это было сравнимо с концом света, с величайшим кощунством, с нарушением всех возможных принципов и устоев. Я позвал менеджера и минут 5 объяснял ей сложившуюся ситуацию, мотивируя то, что без граппы итальянский ресторан вообще не может называться таковым, что это просто неприемлемо и даже неприлично, что приехали из далекой Москвы и хотим насладиться… В ответ я услышал какие-то робкие слова насчет «алкогольного кризиса», что «она вряд ли может нам помочь»,… Поражение в таком вопросе даже обиднее и позорнее, чем поражение в любовном сражении за сердце прекрасной девушки. Этого я допустить никак не мог. Поэтому и объяснял менеджеру, что описание ее проблем меня не очень сильно возбуждает, и вообще, я требую общения с управляющим ресторана. Мое общение с менеджером было таким эмоционально насыщенным (не путать с грубым), что после того, как девушка-менеджер ушла, друзья мне рукоплескали. Я уже готов был получить бесполезного в этой ситуации «Оскара», как это было в фильме «Маска» с Джимом Кэрри, но видать мое красноречие пробудило что-то в ее сознании и где-то через полчаса перед нами предстал специально вызвоненный откуда-то для нас, дорогих гостей, управляющий. Как я уже отмечал в новогоднем отчете, сам он родом из Подмосковья и внедряет в Вологде высокие стандарты качества обслуживания. Он сразу нас вспомнил, и прочитав на наших лицах все сложные оттенки переполнявших нас чувств, предложил на выбор граппу из его личных запасов. За что ему огромное человеческое спасибо! Вот это называется душевное отношение к клиентам. Так держать! Именно комплекс «Ключ», включающий ресторан, клуб, супермаркет и кофейню является средоточием грамотного и цивилизованного подхода к обслуживанию в Вологде. Про ресторан я вам уже рассказал. Теперь про супермаркет: выбор товаров среднеевропейский, нормальный выбор алкоголя, в отличие от местной сети винных супермаркетов «Аромат Вин» (логотип которой стилизован под московский «Ароматный Мир»), где мы увидели буквально 3 бутылки хренового вина по ценам, которые вызвали у нас содрогание. На вопрос местным аборигенам, куда нам путь держать, если вина хотим, ответ был: «ну если выбор тут вас не устраивает, то тогда только в «Ключ». Кофейня в «Ключе» – это отдельная тема. Во Франции и Италии меня всегда восхищает выпечка со свежими фруктами, которая исключительно гармонируют с утренней чашечкой эспрессо или капучино. К сожалению, в России если и есть выпечка, то с фруктами консервированными, а это совсем не то. Зато в кофейне в комплексе «Ключ» выпекают замечательные пирожные и булочки со свежей черникой и прочими ягодными дарами этого весьма северного края. ЗАЧОТ, адназначна ЗАЧОТ и глубочайший РИСПЕКТ!
Ну и не могли мы обойти своим вниманием Спасо-Прилуцкий монастырь, что на окраине города. Запомнился он нам не только красотой своей. И не только тем, что на его территории похоронен вологодский человек-легенда, человек-конь, поэт Батюшков. Запомнился он нам вывешенным на изучение паствы документом о грехах человеческих, настолько маразматичным, что дальше просто некуда. И если идея коломенских священников о невозможности установки в храме свечей, произведенных не на их свечном заводике, быстро как-то сошла на нет, то список грехов до сих пор висит на самом видном месте рядом с церковной лавкой и зомбирует прихожан.
Город Кириллов – административный центр Кирилловского района Вологодской области, от Вологды до Кириллова 130км. Город с населением менее 10 тыс. человек посещают ежегодно около 250 тыс. туристов. Мировую славу Кириллову принесли Кирилло-Белозерский монастырь, Ферапонтов монастырь и фрески Дионисия в последнем. Андрей Муравьев – известный писатель XIX века - назвал Белозерье «Русской Фиваидой на Севере» - т.е. по аналогии с той египетской пустыней, где селились основатели ранне-христианского отшельничества. Такое сравнение не случайно – в Белозерском крае было множество монастырей, и в их стенах активно текла духовная жизнь того времени. Начало северной Фиваиде положили московские монахи Кирилл и Ферапонт. Они основали в конце XIV века в глухом лесистом краю Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, которые встали очагами христианской культуры и центрами хозяйственной жизни русского Севера. Кроме этих монастырей русскую Фиваиду на Севере составляют аскетично замкнутая Нилова Пустынь (на реке Соре), Горицкий монастырь на берегу Шексны, который служил местом заточения знатных русских женщин, и, кроме того, много мелких, исчезнувших в разное время обителей и скитов.
Наиболее известным центром Северной Фиваиды является расположенный на берегу Сиверского озера Кирилло-Белозерский монастырь (г.Кириллов). Это был крупнейший религиозный, экономический и культурный центр русского Севера. Из стен монастыря вышли многие основатели северных монастырей, в их числе: - св. Савватий – основатель Соловецкого монастыря - св. Мартиниан – преемник Ферапонта, устроитель Ферапонтовой обители - принявшие монашеский постриг от самого Кирилла святые Нил Сорский, Корнилий Комельский, Александр Ошевенский, Игнатий Ломский. При основателе в монастыре переписывались книги, существовала школа, где юношей обучали грамоте. Кирилловские распевы три столетия назад воспринимались и распространялись как образцы церковного пения. Авторство целого ряда икон, происходивших из Кирилло-Белозерского монастыря, приписывалось Андрею Рублеву, Дионисию, Даниилу Черному. К концу XVII века в монастыре сформировалась большая библиотека, насчитывающая более двух тысяч книг. Судьба монастыря тесно связана с одной из наиболее ярких и неоднозначных личностей русской истории – с Иваном Грозным. В 1528 году его будущие родители – великий князь Василий III с женой Еленой Глинской посетили монастырь с молитвой о даровании наследника и оставили здесь значительные дары. Рождение долгожданного наследника упрочило авторитет монастыря и впоследствии Иван Грозный имел в монастыре собственные покои, в коих и останавливался во время своих нередких паломнических поездок. Перед смертью он даже принял пострижение в иноки Кирилло-Белозерского монастыря. Кроме того, монастырь пользовался поддержкой князей и бояр Старицких, Шереметьевых, Телятевских, Воротынских, Одоевских и многих других известных родов российских. С XV века монастырь был местом ссылки многих известных личностей. Здесь находились Воротынские (в том числе герой казанского похода воевода В.И. Воротынский), Шереметьевы, друг и советник Ивана Грозного Селивестр, касимовский хан Симеон Бекбулатович, митрополит Иоасаф и многие другие. В 1676 г. в Кириллов перевезли самого известного русского патриарха – Никона. Здесь он провел в ссылке пять лет. Ансамбль монастыря сформировался в большей своей части в течении двух столетий с конца XV до конца XVII века. Площадь монастыря около 12 га – это самый большой монастырский комплекс России. Длина стен монастыря составляет около 2 км, внутри находится 11 больших и малых церквей. Структура обители включает в себя Большой Успенский и Малый Ивановский монастыри, а так же т.н. Новый Город. В конце XVI века деревянные укрепления Ивановского и Успенского монастырей заменили на каменные. В систему монастырских укреплений, кроме стен и башен, вошли две надвратные церкви: Иоанна Лествичника и Преображения. Высота стен достигала 5.5 метров. Во время польско-литовской интервенции Кирилло-Белозерский монастырь был от отрезан от своих вотчин и оказал ожесточенное сопротивление. Удачная оборона монастыря и верность государю привели к дальнейшему укреплению оборонительных сооружений монастыря по приказу царя Алексея Михайловича и сделали монастырь надежным оплотом центральной власти на Севере. Таким образом Москва была прикрыта от своего грозного северного соседа – Швеции. В 1653 году появился царский указ о строительстве новых крепостных сооружений. С возведением Нового Города территория монастыря увеличилась вдвое и протяженность стен достигла почти двух километров. Сейчас на территории Нового города сохраняется деревянная церковь Ризоположения (1485 год) из села Бородава и деревянная ветряная мельница XIX века, коих в Кирилловском уезде было в свое время великое множество. Остается только рассказать, с каких мест правильнее смотреть и фотографировать монастырь. Первое красивое место – это из под стен монастыря (к главному входу и налево к воде) – с этой точки красиво смотрятся стены и некоторая часть сооружений монастыря. Вторая точка обзора – метров за 300 до стен монастыря при въезде со стороны Вологды по дороге налево, проезжаем/проходим автостанцию, справа вода и можно поворачивать направо. Мимо здания больницы выходим на мыс напротив монастыря. Вид самый что ни на есть красивый. Точка обзора №3 – перед монастырем, где к точке №2 поворачивали налево, повернуть направо и по первой дороге налево. Далее по указателю «Гостиничный комплекс «Заозерье». Если пройти на его территорию то на мысу очень хорошая точка обзора, где мы еще и мангалили. На берегу стоят столы – на них можно расположиться. От ветра закрывает специальный щит, но все равно, место достаточно ветреное. Здесь очень неплохо мангалить под вино или виски на закате, когда открывается особенно красивый вид на монастырь Координаты: Туристический гостиничный комплекс "Заозерье". Вологодская область, г.Кириллов, ул.Строителей д.3. Тел. (81757)3-16-31. Внутриобластной телефон (257)3-16-31. e-mail: zaozerie-kirillov собака yandex точка ru.
Отзыв о посещении тех мест и остановке человека в этом комплексе – здесь по ссылке. Ну и если есть возможность – поднимитесь на стены монастыря и пройдитесь по ним – некоторые виды буквально просятся в кадр. Следующим пунктом нашей программы значился Горицкий монастырь.
Монастырь расположен на высоком берегу реки Шексны, теперь это Волго-Балтийский водный путь. Расстояние от Кириллова около 7 км. Село Горицы расположено потрясающе красиво – при подъезде с дороги открываются потрясающие виды на большую воду и острова. Вот именно ради того, чтобы такие пейзажи увидеть, мы и затеяли данную поездку. Воскресенский девичий Горицкий монастырь – это архитектурный ансамбль XVI-XIX веков. Основан он был в 1544 г. Ефросиньей Старицкой – супругой последнего удельного князя Андрея Старицкого, сына Ивана III. У Ефросиньи Старицкой были мастерские, где изготавливали шитые золотом и серебром плащаницы, пелены и покрова. В отличие от Кириллова и Ферапонтова с их общежительским уставом, здесь каждая насельница имела собственные средства, келью и вела хозяйство в соответствие со своим достатком. В XVII веке в монастыре было около 70 стариц и среди других северных обителей он выделялся своим многолюдством. Горицкий женский монастырь – одна из самых выдающихся женских обителей на Руси. Здесь отбывали ссылку две жены Ивана Грозного - Анна Колтовская (старица-царица Дарья) и Мария Нагая, мать царевича Дмитрия. В начале XVII века – дочь Бориса Годунова (царевна Ксения) и княгиня М.Н. Черкасская с племянником Михаилом, будущим царем – основоположником династии Романовых и по некоторым данным его мать – инокиня Марфа (И.И.Милославская). С 1739 по 1741 годы в стенах монастыря жила Е.А.Долгорукова – невеста Петра II, которую впоследствии сослали в Березов. Как и другие монастыри в округе, Горицкий Воскресенский монастырь пережил длительный период упадка в XVIII веке. В начале XIX века монастырь возродился благодаря своей энергичной настоятельнице Маврикии Ходневой, которая ввела в монастыре общежительский устав и сумела выхлопотать ему дополнительные льготы. В тот период число сестер достигало 400. При ней были построены все существующие строения и ограда, и монастырь приобрел современный облик. После революции монастырь еще некоторое время работал и был закрыт только в 1930 году, когда последнюю игуменью Зосиму бросили в тюрьму и потом расстреляли. Тогда же репрессиям были подвергнуты и другие монахини. До 1974 года на территории размещался дом инвалидов. В 1974 году власть наконец то одумалась и архитектурный ансамбль Горицкого монастыря стал филиалом Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Монашеская же жизнь на территории возобновилась только в 1997 году. Сейчас центром монастырского ансамбля является весьма живописная группа разновременных культовых построек XVI – XIX веков: собор Воскресения, окруженный приделами и стоящий рядом Троицкий собор. Примерно в километре от монастыря имеется родник, открытие которого состоялось 26 июня – в день празднования иконы Тихвинской Богоматери. В этот день происходит торжественное богослужение и крестный ход на источник где проводят водосвятный молебен. При игуменьи Маврикии над источником была сооружена деревянная часовня. От источника у монастырю был протянут водопровод из деревянных труб, обернутых берестой. Он частично сохранился и до наших дней. Под стенами монастыря была небольшая слободка, где жили церковный притч и сторожа. И тут же был перевоз через Шексну. На берегу так и стоит катер, который когда-то бороздил эти красивые просторы. Зимой мы думали, что он еще живой, но, кажется, ошиблись. Резюмируя про Горицы и монастырь: места просто потрясающие, а вот состояние монастыря производит удручающее впечатление.
В Кириллове рядом с монастырем есть фирменный магазин-салон Куракинской керамики. В нем мы были и в прошлый раз, и сейчас зашли посмотреть. Даже скорее не посмотреть, а напроситься в гости к Нине Георгиевне Мишинцевой. Спросили у продавца в магазине: а можно ли заехать и посмотреть. И после звонка самой художнице, получили неожиданный ответ – приезжайте, она вас примет. Не ожидал я, что так просто окажется к ней попасть. Находится Куракино недалеко от Ферапонтова, от основной дороги в сторону примерно 6 или 7 километров. Дом художницы мы, как нам и обещали, узнали сразу. Рядом с домом огромный карьер, откуда добывают глину. Ну а сама мастерская находится в бывшем скотном дворе поодаль от дома. Мы постучали в дом, и нас попросили подождать минут 10. И потом из дома вышла сама Нина Георгиевна, которую мы сразу узнали по фотографии из рекламной брошюры. Кстати, обратите внимание на оформление дома – ничего вам это не напоминает? Правильно, Нина Георгиевна участвовала в реставрационных работах в Кирилло-Белозерском монастыре. Удивительный она, милый, добрый и отзывчивый человек. Ради нас-дураков, которым скучно сидеть в Москве, и просто интересно посмотреть на то да се, она провела целую экскурсию по мастерской, рассказала о процессе приготовления сырья (глины). Процесс этот, кстати, не так прост, как кажется. Глина, согласно используемой ею старинной технологии, около года выдерживается и проходит сложный подготовительный процесс. И только после этого из нее можно что-то делать. Это вам не современный быстрый, технологичный, но бездушный процесс автоматического глиномешания. Показали нам и центр мастерской – печь. Температура в ней в районе 1000 градусов. Если в процессе обжига разница температур в разных местах печи составляет 2-3 градуса, следствием этого является брак и все обжигаемые предметы выбрасывают. Для того, чтобы придать изделиям из неглазурованной глины (она после обжига немного шершавая, как мелкая наждачная бумага) разные оттенки с градиентам цвета и просто живописной пятнистостью, перед обжигом изделия поливают молоком, сливками и прочими натурпродуктами. Очень необычно получается. В завершение нас привели в лавку при мастерской, где можно купить себе всякие изделия. Хоть мне и не надо было особенно ничего, я себе прикупил декоративных безделушек, а так же литровую кружку для пива (не покрытую глазурью) и заварочный чайник. Полезные в хозяйстве и красивые вещи. В этой кружке вкус пива получается достаточно необычным и легким - мне понравилось. А кому надо – может накупить разных горшочков, кружек, плошек, тарелок и прочих сосудов. Жалко, что не было действительно больших емкостей – я смотрел что-нибудь размером с хорошую гусятницу, куда влезла бы баранья лопатка, но увы – ничего подходящего размера не нашел. Если вы помните, основное, что запало нам в душу – это изготовленные Мишинцевой изразцовые печи и камины. Назвать это сказкой, которая потрясает до глубины души, значит не сказать ничего! На изготовление одной печи у художницы уходит около месяца. Заказов у нее на примерно полгода вперед. С заказчиком обговаривается мотивы рисунка, тона,… Стоимость одной печи-камина в районе 5 тысяч у.е. Но, как оказалось, кроме мастерской, есть еще владения этой замечательной женщины. Ее дочь (девчонка лет 14-ти) провела нам экскурсию по их семейному музею керамики, расположенному отдельном доме в центре деревни. В этом музее представлено все, чем Мишинцева занималась и занимается сейчас. И, как оказалось, в этих краях она не одинока – недалеко расположены еще несколько керамических мастерских. Вот только не знаю, все ли окрестные мастера имеют такое тонкое чувство вкуса. Нам очень понравилось в гостях у Мишинцевой, и мы очень ей благодарны за то, что она после утренних съемок немецких телевизионщиков нашла во второй половине дня силы и время, чтобы показать нам, весьма далеким от искусства, свою мастерскую.
Примерно в 20км от Кириллова на невысоком холме между Бородаевским и Паским озерами расположен небольшой по размерам (особенно в сравнении с Кирилло-Белозерским монастырем) Ферапонтов монастырь. Монастырь был основан в 1398 году преподобным Ферапонтом. Историческое значение монастыря, значительного культурно и духовного центра Белозерья, определяется участием его в эпохальных событиях времен становления Российского централизованного государства. Во второй половине XV – начале XVI века ферапонтовские старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы. Ферапонтов монастырь обладал очень обширными вотчинами – ему принадлежали около 60 деревень, 100 пустошей и более 300 крестьян. В 1614 году монастырь захватили казацкие отряды, но с постройками монастыря они обошлись по-божески, разорение монастыря было сравнительно небольшим. Однако экономический упадок, связанный с литовским нашествием задержал строительные работы примерно на 20 лет. К 1640м годам относится кратковременный период нового подъема монастыря и каменного строительства. А за ним следует постепенный упадок всего монастырского хозяйства. В 1798 году монастырь был упразднен указом Синода. В 1904 году – возобновлен уже как женский и закрыт вновь в 1924м. С этого времени в строениях монастыря разместился музей, который тал потом филиалом Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В 2000м году ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия 1502 года включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Архитектурный ансамбль сформировался с конца XV по XVII век. Ядром ансамбля монастыря является собор Рождества Богородицы, построенный в 1490м году. Это первая каменная постройка монастыря и одна из первых каменных построек в Белозерье. Особую значимость имеют стенопись собора, согласно тексту летописи на откосе северной двери, он был расписан Дионисием и его сыновьями за период с 5 августа по 8 сентября 1502 года. Это единственно полностью сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника страны рубежа XV-XVI веков… Нет, совсем не Церетели… Дионисия. В 1530х годах ростовские мастера, формируя парадный двор монастыря, построили церковь Благовещения с трапезной палатой. Она является уникальным памятником архитектуры первой трети XVI века. Церковь построена на вклад великого князя Василия III в ознаменование рождения вымоленного в Кирилловском и Ферапонтовом монастырях наследника, будущего царя Ивана IV. В ярусе звонницы находились тайник и книгохранилище, где хранились рукописные монастырские книги. В 1530е годы построена Казенная палата Ферапонтова монастыря. Это один из самых древних каменных сооружений гражданской архитектуры, которые сохранились на Севере России. Палата предназначалась для хранения документов монастыря. Архитектура проста и функциональна, но от этого не становится менее монументальной – массивные стены, небольшие оконные проемы. В 1641 году была построена церковь Мартиниана, пристроенная к ней паперть датируется серединой XIX века. Наружная композиция стенописи 1502 года на внешней стороне собора Рождества Богородицы располагается в арочном проеме северной стены церкви Мартиниана над его захоронением. Там же расположено очень редкое изображение еще не канонизированных основателей монастыря Ферапонта и Мартиниана. Надвратные церкви Богоявления и преподобного Ферапонта над Святыми вратами построены в 1650 г. Церкви сооружены над двухпролетным главным входом в монастырь и являются типичными образцами шатровых построек XVII века. За этими сухими словами скрыта потрясающая их красота – что зимой, что сейчас, осенью, именно эти шатры смотрятся наиболее красиво. Они являются, на мой взгляд, визитной карточкой монастыря. Вместе с примыкающей с угла, ближайшего к парковке, Казенной палатой надвратные церкви образуют главный фасад монастыря. Интерьер церквей этих достаточно своеобразный – они объединены в один небольшой вытянутый прямоугольник, разделенный внутри аркой. Шатры стоят на середине здания без какой-либо связи с системой перекрывающих храм сводов. Вес их передается на стены при помощи остроумно размещенных разгрузочных арок – такой прием больше нигде не встречается. От соборного храма к трапезной палате идут крытые двухярусные переходы с встроенной в центре колокольней. Трехярусная, шатровая, очень редко встречающегося типа с квадратным планом звона и четырехгранным шатром колокольня датируется 1680 годом. На ярусе звона расположено 17 колоколов. В шатре же сохранился уникальных механизм боевых часов 1638 года. Каменная же ограда монастыря была построена в XIX веке. Самые красивые виды на монастырь – от парковки, снизу от воды и, конечно, с высоты птичьего полета. Так что если у вас есть воздушный шар, отменные фотографии гарантированы.
На обратной дороге из Вологды мы заехали в Толгский монастырь, что под Ярославлем. Мы были там зимой почти два года назад. Краткое описание и историю монастыря смотрите по ссылке. Летом монастырь смотрится очень даже хорошо. Единственное "но" – это обезумевшие монашки, требующие за фото 300 руб. с фотоаппарата. Не, ну я понимаю 10-20-50р, но 300 – это явный перебор. Понятно, что EBITD’у надо максимизировать, но на территории храма Божьего неплохо было бы хоть некоторые приличия соблюдать и не ставить демонстративно во главу угла серебряники. Можно это и поинтеллигентнее как-то сделать. Но… церковникам не до этого… Господь им судья. Ну а так как пообедать нам все же нужно было, да и мясо как раз оставалось, мы остановились в Переславле, на берегу Плещеева озера. Там есть присмотренное и не единожды протестированное нами место для мангаленья. Компанию нам составили красивейшая природа, потрясающий закат и… лыжники, цокающие палками по проходящей рядом дороге… «Стою на асфальте я в лыжи обутый. То ли лыжи не едут, то ли со мной что-то…». Внесли, они, короче, некий элемент сюра в нашу трапезу.
© Николай Баранов Сентябрь-ноябрь 2006
P.S. Кто-то скажет, что в отчете не раскрыта одна тема – тема девушек Вологодских. Скажу коротко: их там есть, красивые и так себе, обаятельные и не очень, умные и ограниченные – на любой вкус найдется. Главное ведь знать, что ищешь. И тогда обязательно найдешь.
|
baranovna@yandex.ru |