Radstadt. День третий. Grossglockner Hochalpenstrasse, Salzburg  
 

Grossglockner Hochalpenstrasse
Salzburg

Утро очередного дня. Выглядываем в окно и обнаруживаем не только низкую облачность, но и идущий дождь. Завтракаем - дождь не прекращается. Выезжать в дождь на велосипеде, чтоб целенаправленно мокнуть весь день - такая идея нам не близка. Решаем попробовать обмануть природу и проехаться по GrossGlockner Hochalpenstrasse. Во-первых, до въезда на нее от нас всего километров 80, а во-вторых, есть надежда, что за вершинами в соседних ушельях и долинах может быть солнце. Такое в горах не редкость. Мы втроем уже ездили по этой дороге 4 года назад, в мае 2007-го, дорога оставила у нас восхитительные воспоминания и желание оказаться там еще раз. А Михаил вообще там не был. Машина у нас под боком, сели и поехали.

Когда мы доехали до пункта оплаты, то поняли, наша надежда на хорошую погоду не оправдалась. Низкая облачность и моросит дождь. Оставалась последняя надежда, что за перевалом и туннелем Hochtor со стороны ледника Франца-Иосифа будет меньше облаков. Скажу сразу, и эта надежда не оправдалась. Ну ладно, пора рассказать уже об этом чуде инженерной мысли. Много интересной информации вы найдете на официальном сайте дороги. Там есть как ее схема, так и последние новости. Постараюсь не дублировать сайт и расскажу кое-что, вычитанное в книжке про дорогу на странном сочетании языков (английский, нидерландский и венгерский), купленной мной в одном из сувенирных магазинчиков.

В 1922 году группа австрийских экспертов впервые представила своей видение этой дороги: "живописная высокогорная дорога, способствующая увеличению числа туристов и призванная технически затмить все остальные высокогорные дороги". Это означало привлечение туристов из других стран, чтобы они тратили свои деньги в Австрии. На минуточку, это 1922 год! Однако в тот момент Австрии не хватало денег. Из первой мировой войны страна вышла уменьшенной в 7 раз по сравнению с Австро-Венгерской империей, которая вступала в войну. Стоит ли говорить, что экономика страны была, мягко говоря, в глубокой не в лучшей форме, страна потеряла большую часть довоенного рынка, а инфляция составляла 15000%. В этих условиях инженер из Каринтии Franz Wallack получает контракт на разработку проекта "живописной высокогорной дороги через Hochtor". В первом варианте проектом предусматривалась гравийная дорога шириной 3м с пунктами разъезда для встречных машин в пределах прямой видимости друг от друга. Проект Wallack'а был рассчитан на 120 000 посетителей в год. За что и был осмеян как мечтатель.

Бурное развитие в "золотые двадцатые" не коснулось замороженного проекта дороги, хотя число личных автомашин с 1924 по 1929 год удвоилось, а основной показатель туризма (число ночей, проведенных в отелях) увеличилось в этот же период с 2,8 до 4,5 миллионов в год. Как ни странно, только мировой экономический кризис, разразившийся в 1929 году, сдвинул проект с мертвой точки. Строительство дороги должно было создать рабочие места в тяжелейший кризисный период. И 30 августа 1930 года первым взрывом в Ferleiten'е было ознаменовано начало этого не имеющего аналогов строительства. Начало работ было встречено обществом с энтузиазмом и вселило надежду. Число безработных в Австрии с 1929 по 1933 г увеличилось с 200 тыс. до 557 тыс., валовой национальный продукт снизился на треть, промышленное производство – на 39%, потребление – на 20%. В таких условиях трудно переоценить важность создания 3200 рабочих мест.

План строительства Grossglockner strasse имел противников в лице защитников природы. Но важность создания рабочих мест победила. К счастью, инженер Wallack считал самонадеянным желание победить природу при помощи технологий. Он спроектировал дорогу так, чтобы она максимально вписывалась в альпийский ландшафт.

За 5 лет тяжелого труда 3200 рабочих полностью построили дорогу. Основной рабочий инструмент - пневматический отбойный молоток без ударо-, шумо- и вибро защиты. Доля ручного труда при строительстве была очень велика. В моей книжке есть замечательная фотография: на фото строители с лопатами, ломом, кувалдами и прочим ручным инструментом. Подпись под фотографией: "Многочисленные сообщения в СМИ о прогрессе в строительстве дороги заманивали сотни зрителей. Они доставали рабочих своими комментариями по поводу их работы в окружении прекрасных видов на чистом горном воздухе.

Первым автомобилем, проехавшем по дороге, был автомобиль Steyer 100 (двигатель 1,2 литра 32 л/с, максимальная скорость 100км/ч, средний расход топлива 10л/100км), управляемый губернатором Зальцбурга Franz Rehrl'ем, который был, как говорится сейчас, автофанатом.

Во время строительства было найдено множество древних артефактов, таких как кельтские украшения, фигурки, монеты, элементы строений и прочее. Обо всем этом можно почитать на официальном сайте.

Открытие дороги состоялось 3 августа 1935 года. А уже 4 августа здесь состоялась первая международная гонка, в которой приняло участие 75 гонщиков. Приз - 5 тыс. евро в современном денежном эквиваленте. На автомашине Alfa Romeo P3 (двигатель 2,9л 8 цилиндров, 255 л/с, максимальная скорость 260км/ч) победил итальянский гонщик Mario Tadini, проехавший маршрут со средней скоростью 79 км/ч. Тем, кто ездил в наши дни на машине по Grossglockner'у, это вряд ли покажется чем-то сильно выдающимся: "да я на обычном SLK легко побью этот результат",- скажет кто-то. И сильно ошибется. Во-первых, не надо забывать, что в те времена дорога была гравийной. Это раз. А во-вторых, расширение дороги до нынешнего состояния и существенное увеличение радиусов поворотов, которое и позволило повысить среднюю скорость с 40 до 70км/ч произошло только во время реконструкции дороги в 1950х годах. Так что есть чем восхититься.

Первоначально, как вы помните, Wallack рассчитыывал, что дорогу будет посещать 120 тысяч посетителей в год, за что и был осмеян. Однако уже в 1938 году число посетителей составило 374 465, в 1952 - 412 546 и 1 314 533 в 1962м. В настоящее время Grossglockner Hochalpenstrasse вторая (!) по посещаемости туристическая достопримечательность Австрии (№1 - дворец Schonbrunn в Вене; №3 - Festung Hohen Salzburg).

И последний факт: в 1938 году расчисткой дороги занимались 350 человек, которые за 70 дней убирали 250 тыс. м3 снега для того, чтобы открыть движение по одной полосе дороги. Сегодня 5 снегоочистительных машин убирают 600 тыс. м3 снега со всей дороги за 14 дней.

Чем сегодня живет эта дорога? Понятно, что туристами. Кроме того, восхождение по Grossglockner'у - культовое занятие для велосипедистов. Отмечу, что один из этапов Giro d'Italia в мае 2011 завершался здесь - как же было интересно смотреть на это зрелище по ТВ. Сейчас множество велосипедистов пытаются проделать это самостоятельно. Сказать, что это адски тяжко - не сказать ничего. Обратите внимание на третью и четвертую фото ниже и на две последние. Это одна и та же целеустремленная девушка. Первые две фотографии сняты, когда мы ее обгоняли по пути наверх, последние - когда мы уже возвращались обратно через два часа.

Кроме того, здесь часто собираются различные автоклубы для поездок по дороге на своих олдтаймерах. Можно увидеть очень интересные машинки. Да и у мотоциклистов эта дорога в почете.

Но вот мы проезжаем пункт оплаты и начинаем движение. Туман/дождь, видимость можете оценить по фото, грустно. И только безумные велосипедисты, вкручивающие вверх, заставляют тебя порадоваться, что сам находишься в теплой и сухой машине. Велосипедистов очень много, когда мы были тут в 2007м, такого количества не наблюдалось. Вот и Hochtor. проезжаем тунель в надежде на отсутствие облачности с другой стороны... нет, почти также...

Ну ладно - едем в сторону ледника Франца-Иосифа. Опять смотрю свою книжку со старыми фотографиями. В 1935 году многоэтажной парковки и здания с магазином сувениров и кафе там не было. А вся парковка занимала то место, где сейчас пешеходная площадка и установлена лодка. Мы хотели показать Михаилу сусликов, которых тут тьма-тьмущая, но смогли показать ему только одного живого, который прятался от дождя по аркой. Все остальные виденные нами в этот раз суслики были плюшевыми.

Мы хотели обмануть погоду, скрывшись от дождя на GrossGlockner'е - нам это не удалось. Зато я сейчас попытаюсь обмануть погоду немного иначе и покажу вам фотографии, сделанные 30 мая 2007 г. Внизу было тепло, градуса 23 примерно, но по мере въезда наверх температура снижалась и мы видели свежевыпавший снег.

Туман в тот раз был, пожалуй, посильнее, чем в 2011, вы можете оценить видимость из машины. В некоторых местах она не превышала 10м.

А вот и олдтаймеры

После проезда через Hochtor погода значительно улучшилась.

А вот и суслики, коих вокруг множество.

Ледник Франца-Иосифа

Возвращаемся к Hochtor'у - какие ж восхитительные виды! О... а вот и те самые олдаймеры.

Ну что, удалась моя хитрость? Недаром говорят, что человек - властитель природы.

Мы уезжаем с этой прекрасной дороги и встает вопрос: куда, обратно в Радштадт? Но у нас неподалеку Зальцбург, и если с погодой там будет точно также, то там всегда можно зайти в какой-нибудь из ресторанов. Это мое второе посещение города, мы втроем уже были в нем в 2007м, ну а раз Михаил тут впервые, попробуем провести его по улочкам и успеть что-то показать.

Мне бы очень хотелось подробно рассказать вам всю историю этого очаровательного города, который мне очень нравится, но... не в этот раз. Почему? Если бы мы задержались в Зальцбурге дня на полтора-два и могли бы посетить все значимые места, я бы показал вам множество фотографий и точно рассказал бы о городе много интересного. Но в этот раз мы приехали всего на несколько часов и успели лишь пройтись по центру города и поужинать. Поэтому я не могу вам предоставить полный набор фотографий города и его достопримечательностей и сопроводить его полноценным расказом. Просто чуток фотографий и пара букв.

Полезные ссылки: Зальцбург - сцена мира (есть и русская версия сайта), Visit-Salzburg, Stadt Salzburg, сайт Зальцбургского фестиваля.

Для кого-то Зальцбург является эдаким лубочным городом, где на каждом шагу туристам стараются продать коробку конфет "Моцарт", и не более того. Тут, как говорится, кто что хочет, то и увидит. У меня иное отношение к Зальцбургу, для меня это исключительно хорошо сохранившийся город с глубокой историей, город в котором приятно бывать, город Festspiele (Зальцбргского фестиваля), город Караяна, уникальная, не побоюсь этого расхожего словосочетния, "культурная столица"  Европы.

Когда мы подъезжали к городу, дождь кончался, поэтому мы могли спокойно прогуляться по центру. На набержных Salzach'а как всегда многолюдно: все-таки город сильно туристический. Тут, мы, кстати, впервые увидели необычный веломобиль, рассчитанный на 6 человек + 1 водителя. Позже мы такие видели не только стоящими, но и в движении. Интересная у него идея - все потихоньку крутят педали и эта штука, похожая на осьминожку, едет туда, куда рулит рулевой. Как я понял, рулевой обычно выступает в роли экскурсовода, а экскурсанты - в роли мускульной силы. Хотел сказать "бесплатной", но это не так - за удовольствие покрутить педалями и послушать экскурсовода надо немного заплатить.

памятник Герберту фон Караяну Велосипедист Прокат байков площадь Геберта фон Караяна в университете Зальцбурга

Самая известная улица Зальцбурга - пешеходная Getreidegasse, переходящая в Judengasse, и выводящая к Mozartplatz поблизости с Residenzplatz. Как только мы вошли в пешеходную зону, мгновенно поняли, что что-то происходит. Такого количества народа мы не предполагали увидеть. Причем среди самых обычных туристов есть какие-то не совсем обычные... Вот ведь дурак, подумал я, ударив себя по лбу, ведь мы оказались в Зальцбурге в дни проведения известнейшего зальцбургского фестиваля (Festspiele), лицом которого с 1960 до смерти в 1989 году, душой, а так же человеком, очень много сделавшим для поднятия фестиваля на качественно новый уровень и получения им международного статуса, был Герберт фон Караян. Отсюда и наличие хорошо одетого народа на улице. Вот оно что...

Мы хотели пройти к шахматам на Residenzplatz, но площадь была перекрыта, вечером на ней состоится концерт, а сейчас проходят последние приготовления. Раз так, решили посмотреть, что сейчас в самой Резиденции - оказалось, что выставка современного искусства. Некоторое количество этого, с позволения сказать, искусства мы еще могли вынести, но когда дошли до согнутого при какой-то аварии фонарного столба, поняли: хватит, слишком много современного искусства за один день.

современное искусство современное искусство современное искусство современное искусство современное искусство вершина современного искусства: фонарный столб

И направились в сторону горы Mönchsberg, на вершине которой расположен посещенный нами при первом визите в 2007 году ресторан М32. Там не только прекрасная кухня, но и восхитительный вид с веранды ресторана на город и Festung Hohen Salzburg. Но раз уж в Зальцбурге фестиваль, надо пройти мимо входа в фестивальный зал, который был построен архитектором Клеменсом Хольцмайстером при деятельном участии все того же Герберта фон Караяна.

Вот он, европейский бомонд: приятно посмотреть на хорошо одетых тетенек и дяденек, среди которых попадаются люди сильно разных возрастов и национальностей. Это вам не раздолбаи-туристы в шортах и кроссовках.

Музыкант

Публика на фестивале, как и сама фестивальная программа, достаточно разнообразна. Здесь и холеные европейцы 40-70 лет, попадаются и более молодые люди часто в сопровождении очаровательных спутниц: одну такую компанию мы видели в ресторане. Наличествует и русскоговорящая публика. Одна семья (папа-мама и две дочери лет 7-10) обратила на себя наше внимание громким высказыванием мамы: "Гриша, ну говорю тебе, ну не надо покупать квартиру в Зальцбурге!". А на веранде ресторана, где мы любовались видами на город, услышав, что мы говорим по-русски, к нам подошла тетенька лет 50-55. Родом она из Самары, вышла замуж за немца и переехала в Германию. Потом муж умер, оставив ей средства, позволяющие жить, не испытывая нужды. Она уже во второй раз приехала на фестиваль. За бокалом вина она рассказала нам о том, как живется ей в Германии, мы ей - о том, что тут в окрестностях Зальцбурга можно посмотреть, порекомендовали куда стоит съездить на машине. Интересное общение. Несмотря на то, что у человека есть все, что нужно для жизни (речь не о средневековых замках в собственности и Феррари в гаражах, а том, что реально нужно для достойной жизни), в ее словах и голосе чувствовалась сдерживаемая грусть. Наверное, у человека все-таки должна быть какая-то цель, нужно чтоб он не просто проживал очередной день-месяц-год своей жизни, а чувствовал, что приносит людям пользу. Хоть написанием отчетов о путешествиях, хоть участием в решении каких-то городских проблем, да хоть чем-то. А иначе будет появляться грусть в глазах, как у этой тети Вали.

Но хватит о поиске философского камня, не за этим мы сюда приехали. Вот еще немного фотографий центра Зальцбурга.

живая скульптура Residenzplatz Residenzplatz Байкеры Residenzplatz симпатичный гамбургер Residenzplatz Festung Hohen Salzburg

Кто - куда, а мы - в наш любимый ресторан М32. Если, конечно, можно называть любимым ресторан, где мы во второй раз. Справедливости ради надо отметить, что когда еще через год мы оказались в Зальцбурге, то опять посетили этот ресторан. И ни капельки не пожалели об этом. Ресторан находится на горе Mönchsberg строение 32 рядом с Museums der Moderne, отсюда и название M32. Наверное, можно прийти сюда пешком, но мы всегда поднимались на лифте снизу (лифт платный). Здание ресторана выполенно в стиле модерн. Элементом дизайна являются подвешенные под потолком 390 оленьих рогов. Кухня ресторана в стиле Fusion, готовят очень вкусно, это совсем не простая домашняя кухня, которую чаще всего можно встретить в большинстве ресторанов Австрии и Германии. Вы уж извините, фотографировать блюда мы не стали. Посетить этот ресторан я настоятельно рекомендую. Полюбуйтесь видами, которые открываются с террасы. Это лучшее место, где можно встретить в Зальцбурге закат с бокалом вина в руке.

Ну все, ужин окончен, время - полночь, мы направляемся к нашей машине на парковке, через час пути мы в Радштадте.

Я бы охарактеризовал проведенный день так: "у природы нет плохой погоды!"