Долины Рейна и Мозеля. Путеводитель. Долина Рейна. Niederwald Runde  
 

Burg Rheinstein, Burg Reichenstein, Niederheimbach-Rheindiebach, Burg Fürstenberg, Heimburg/Burg Hohneck, Burg Sooneck, Jagdschloss Niederwald, Niederwalddenkmal, Rüdesheim

Burg Rheinstein
Burg Reichenstein
Niederheimbach - Rheindiebach
Burg Fürstenberg
Heimburg / Burg Hohneck
Burg Sooneck
Jagdschloss Niederwald
Niederwalddenkmal
Rüdesheim

 

Напомню еще раз карту достопримечательностей Среднего Рейна. Сегодня мы отправляемся в поездку, которая сначала идёт по Rheinradweg'у вниз по течению реки.

 

Полезные ссылки: официальный сайт, Burg Rheinstein на немецкой википедии.

Начало строительства замка датируется 1316-1317 годами, построил его майнцский архиепископ Петер фон Аспельт (Peter von Aspelt) на фундаменте крепости, принадлежащей рыцарю-разбойнику фон Хоенфелс (von Hohenfels), разрушенной в 1286 королём Рудольфом фон Габсбургом (Rudolf von Habsburg) и проданной майнским курфюрстам в 1290. Первое упоминание о крепости, которой владел Майнц, относится в 1323 году. Вторая фаза строительства начинается в 1330 году, однако уже в 1344 замок теряет своё значение, когда курфюрсты отказались от Рейнштайна в пользу Майнца. Несмотря на это, в XV веке замок пережил третий этап строительства. В конце XVI века начинается упадок замка из-за прекращения финансирования. Во время войны за Пфальц замок был уже настолько ветхий, что французы даже отказались от его подрыва.

В 1815 году Венский конгресс подчинил рейнскую провинцию Пруссии. В 1816 прусский архитектор Карл Фридрих Шинкель увидел этот разрушенный замок и начал разрабатывать планы его восстановления. Показав замок и проект его восстановления прусскому принцу Фридриху Вильгельму, архитектор убедил последнего приобрести замок в собственность, это произошло в 1823 году. Однако работы в приобретенном принцем замке велись не под руководством Шинкеля,  руководили ими Иоганн Клавдий фон Лассаулькс (Johann Claudius von Lassaulx) и Вильгельм Кун (Wilhelm Kuhn). В 1829 году замок получил своё современное имя «Рейнский камень». С 1839 по 1844 года была построена замковая капелла и находящийся южнее швейцарский дом был присоединён к замку. В 1863 году замок унаследовал прусский принц Георг. В крипте капеллы были погребены в 1863 году принц Фридрих, в 1882 его жена принцесса Луиза, а в 1902 году и их сын Георг.

Burg Rheinstein um 1832 auf einem Stich nach William Tombleson von Süden - William Tombleson By PhilEOS (Own work) [CC BY-SA 3.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)], via Wikimedia Commons By Alexander Hoernigk (Own work) [CC BY-SA 4.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0)], via Wikimedia Commons Manfred Heyde [GFDL (http://www.gnu.org/copyleft/fdl.html), CC-BY-SA-3.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/) or CC BY-SA 2.5-2.0-1.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.5-2.0-1.0)], via Wikimedia Commons

В 1973 году прусская принцесса, герцогиня фон Мекленбург Барбара Ирэн выставила замок на продажу. Проживая в Англии, она доверилась агенту, который втихую распродал множество предметов интерьера. Состояние же самого замка было весьма ветхое, что затрудняло продажу. Замок был продан только 07.11.1975 году после 152 лет нахождения в собственности семьи Hohenzollern. Его покупателем стал оперный певец Герман Хекер (Hermann Hecher). С помощью общества по охране исторических памятников им была проведена реставрация замка. Благодаря Хекеру замок стал привлекательным местом на маршруте средний Рейн. Замок открыт для посетителей (подробности на сайте замка) – стоит осмотреть его интерьеры с витражами и фресками, находящиеся в нем сокровища и предметы обихода.

Через полтора километра вниз по течению Рейна нас поджидает следующий замок.

Полезные ссылки: официальный сайт замка, Burg Reichenstein на немецкой википедии.

Burg Reichenstein (Замок имперский камень), так же известный как Falkenburg, стоящий на гребне утёса на левом берегу Рейна, впервые упомянут в документах в 1213 году. В 1282 году королём Рудольфом фон Габсбургом замок, пристанище рыцарей-разбойников, был разрушен, как и четырьмя годами позже соседний Burg Rheinstein. C 1290 руина принадлежала пфальцграфам, которые передали её в 1344 году майнцским курфюрстам. Последние организовали здесь большую стройку. В результате был построен замок с двойной стеной, защищающей прямоугольную жилую башню и внутренний двор основного замка, и расположенным севернее «предзамком».

После того, как в 1397 году папа, не уважая выбор майнского соборного капитула, вместо выбранного в 1396 году архиепископом Готтфрида фон Лайнингена (Gottfried von Leiningen) назначил Иоганна II Нассауского (Johann II. von Nassau), Лайнинген окопался в замке Райхенштайн. После проведенных переговоров он отказался от епископства и удовлетворился предложенной ему должностью старшего пастора собора Майнца. Это предотвратило штурм и разрушение замка.

C XVI века замок приходил в упадок. Во время Пфальцской войны в 1689 году он был взорван. В 1834 году Франц Вильгельм фон Барфус (Franz Wilhelm von Barfus) купил руину и перестроил башню под своё жильё. Наследники продали замок в 1877 году. Он сменил двух владельцев и в результате оказался в собственности богатого промышленника и владельца металлургического завода в Хунсрюке и чугунолитейного в Рейнбёллене барона Николауса фон Кирш-Пуричелли (Nikolaus von Kirsch-Puricelli). При нём в 1899-1902 годах регенсбургский архитектор Штребель построил неоготический жилой замок в английском стиле. Последующее строительство жилых строений и смотровой вышки было осуществлено на территории северного «пред-замка». Burg Reichenstein стал последним замком в верхней долине среднего Рейна, восстановленном в духе рейнской романтики. В настоящее время открыт музей замка с большой коллекцией исторического оружия, интересными экспонатами и красивым интерьером. По имеющейся информации, фотосъемка внутри разрешена. В замке расположен отель, имеется и ресторан. Также в замке можно провести собственное мероприятие, например, свадьбу. Подробности на сайте замка.

Die Ruine vor dem Wiederaufbau; Stahlstich um 1832 von Henry Winkles nach William Tomblesons Rhein-Ansichten - Henry Winkles [Public domain], via Wikimedia Commons By Traveler100 (Own work) [CC BY-SA 3.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0) or GFDL (http://www.gnu.org/copyleft/fdl.html)], via Wikimedia Commons © MFSG / Wikimedia Commons, via Wikimedia Commons

Ну а мы катим дальше. На улице жарко. Так как Рейн здесь зажат между скал, течение в нём быстрое. Однако можно найти место, где искупаться. Вода в великой немецкой реке на вид более-менее прозрачная. Володя даже рискнул искупаться – ему понравилось.

Нам нужно было попасть на паром, который отплывает из Niederheimbach'а, но мы решили проехать чуть дальше вдоль Рейна до соседнего городка Rheindiebach и вернуться по проходящей за насыпью железной дороги Rhinestasse. Сделали этот небольшой крюк мы не зря.

Эта красивая церковь в неоготическом стиле, покрытая сланцевыми плитками, является визитной карточкой Niederheimbach’а. История церкви начинается в XIII веке, однако в 1639 году во время тридцатилетней войны она была сожжена вместе с окружающими её домами. Своим сегодняшним видом она обязана г-ну Марксу из Трира. Нет, не родившемуся на трирской Брокенштрассе Карлу Марксу, отцу-основателю марксизма-ленинизма, а Петеру Марксу (Peter Marx) (30.05.1871-21.12.1958), трирскому архитектору, проектировавшему сакральные, деловые и частные сооружения, а также занимавшемуся вопросами охраны исторических памятников. Перечень его работ можно посмотреть в статье о Петере Марксе на немецкой википедии. Здесь, в Niederheimbach’е, у него получилось совместить перестройку церкви снаружи в модном тогда неоготическом стиле с сохранением планировочных решений и интерьеров, дошедших до нас из XIII-XVIII веков.


Полезные ссылки: Burg Fürstenberg на сайте Regional Geschichte, Burg Fürstenberg на немецкой википедии.

Burg Fürstenberg (замок «княжеская гора») был построен в 1219 по поручению архиепископа Энгельберта I, чтобы защищать владения кёльнских курфюрстов в области четырёх долин между Manubach’ом и Bacharach’ом. Вместе с сооруженной на берегу Рейна башне Wartturm он обеспечивал сбор таможенной пошлины.

Замок пережил несколько осад, например, в 1321 он был осажден королем Людвигом Баварским, а в 1325 архиепископом и курфюрстом Балдуином трирским. В 1500 на месте излома окружной стены была построена башня в три четверти, которая делала возможной фланкировку стены огнестрельным оружием. В Тридцатилетней войне замок захватывался в 1620 испанцами под руководством Амбросио Спинолы и в 1632 шведскими войсками короля Густава Адольфа.

Во время войны за Пфальцское наследство, в 1689 году, французы разрушили Burg Fürstenberg, как и многие другие крепостные сооружения региона, с тех пор замок лежит в руинах. В отличие от других замков верхней долины среднего Рейна, никаких восстановительных работ здесь не происходило, так что руины сохраняют еще оригинальную средневековую каменную стену с остатками штукатурки и остатки краски.

Burg Fürstenberg und Rheindiebach 1623 - Daniel Meisner Steel engraving from "Views of the Rhine" by William Tombleson (around 1840): Ruins of the Fuerstenberg Castle von Hasehirn (Eigenes Werk) [CC BY 3.0 (http://creativecommons.org/licenses/by/3.0)], via Wikimedia Commons von Phantom3Pix (Eigenes Werk) [CC BY-SA 4.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0)], via Wikimedia Commons

Сначала вдова прусского короля Фридриха Вильгельма III, княгиня Августа фон Лигниц (Auguste von Liegnitz), пыталась приобрести замок в 1844. Это удалось в 1845 ее зятю, принцу Фридриху Нидерландскому. Дочь Августы, Луиза, была сестрой правящего короля Фридриха Вильгельма IV. Принц Фридрих Нидерландский подарил крепостное сооружение 1 февраля 1846 своей жене. Луиза планировала перестройку руины в великолепный замок в псевдоготических формах, который выдержал бы художественное и культурно-историческое сравнение с замками и крепостями Stolzenfels, Rheinstein, Sooneck и Sayn. Архитектор C. de Jong нарисовал в 1849 планы, которые находятся сегодня в архиве семьи Prinz zu Wied (Нойвид). По неизвестным причинам планы реконструкции не были исполнены.

После смерти супружеской пары руины замка попали во владение единственной оставшейся в живых дочери, княгине Marie zu Wied. В 1910 они были проданы семье Вазум из Bacharach’а. В 1993 их купил Гернот Штелтер из Rheindiebach’а и в сотрудничестве с ведомством охраны исторических памятников земли Рейнланд-Пфальц начал осуществлять обширные мероприятия для сохранения каменной стены.

Полезные ссылки: Burg Heimburg (Hohneck) на сайте Regional Geschichte, Heimburg на немецкой википедии.

Над Niederheimbach возвышается замок Hohneck. Вероятно, он был заложен в ответ на произошедшие в 1290 году противозаконные присвоения замков Sooneck и Reichenstein пфальцграфами после разгрома "рыцарей-разбойников" и угрозу утраты майнцскими епископами поступлений таможенной пошлины. Построить замок приказал майнцский архиепископ Герхард фон Эппштайн, строительство велось с 1295 по 1305 год. Дальнейшее строительство происходило в 1326-1328, когда архиепископ Балдуин трирский сидел еще и на «майнцском стуле», выполняя функции администратора майнцского епископства. Соседние замки Burg Sooneck и Burg Reichenstein перешли к майнцским епископам в 1344 году, таким образом Heimburg потерял своё значение. В XIV веке замком владела семья из низшего знатного сословия Marschall von Waldeck. Впоследствии замок использовался как место заседаний майнцского подсуда. Замок был укреплён в XV веке. Во время Тридцатилетней войны (в 1618-1648) замок был повреждён, а в пфальцской войне за наследство 1688-1689 - разрушен.

В разрушенном состоянии замок простоял 100 лет, в 1787 году развалины стали использовать в качестве каменоломни. В XIX веке замок несколько раз переходил из рук в руки, при этом в какой-то момент был перестроен в модном тогда неоготическом стиле. В 1920 году его купил крупный промышленник Хьюго Стиннес (Hugo Stinnes) и сделал его своей летней резиденцией, с тех пор замок находится в частной собственности, его посещение невозможно, если вы, конечно, не личный друг владельца.

By Alexander Hoernigk (Own work) [CC BY-SA 4.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0)], via Wikimedia Commons

 

Полезные ссылки: Burg Sooneck на сайте Regional Geschichte, Burg Sooneck на Rheinland-Pfalz Burgen, Schlösser, Altertümer, Burg Sooneck на немецкой википедии.

Первое упоминание о замке относится к 1271 году. Как и соседний Burg Reichenstein, Burg Sooneck был собственностью господ von Hohenfels, королевских наместников в Ахенском аббатстве Корнелимюнстер. В 1282 году замок Зоонек был осажен королём Рудольфом фон Габсбургом в рамках ведущихся боевых действий по упорядочиванию сбора таможенной пошлины и изгнанию т.н. "рыцарей-разбойников". Его войска захватили и разрушили замок, после чего он попал под запрет восстановления. Запрет был подтверждён королём еще раз в 1290 и отменён лишь в 1349 году благодаря императору Карлу IV.

В апреле 1346 майнцский архиепископ Генрих III пожаловал замок Зоонек в качестве лена рыцарю Иоганну Маршаллу цу Вальдеку (Johann Marschall zu Waldeck). После смерти Вальдека замок стал общим леном четырех его наследников. Нельзя сказать, что их семьи жили в одном замке мирно, между ними постоянно возникали противоречия, которые приходилось урегулировать с помощью посредников. В 1553 году умер последний из Вальдеков – Филипп Мелхиорс (Philipp Melchiors), замок оказался пустым и стал постепенно ветшать.

Burg Sooneck um 1832 auf einem Stich nach Tombleson - William Tombleson © MFSG / Wikimedia Commons, via Wikimedia Commons By Johannes Robalotoff (Own work) [CC BY-SA 3.0 de (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/de/deed.en)], via Wikimedia Commons By Phantom3Pix (Own work) [CC BY-SA 4.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0)], via Wikimedia Commons

В ходе Пфальцской войны за наследство Sooneck был разрушен в 1689 войсками французского короля Людвига XIV, как и все расположенные на левом берегу Рейна замки.

В 1774 майнцский соборный капитул уступил руину четырём жителям из Trechtingshausen, возделывавшим там виноградники. Позже замок перешел во владение общины Niederheimbach.

В 1834 тогдашний прусский наследный принц Фридрих Вильгельм IV и его братья, принцы Вильгельм, Карл и Альбрехт, приобрели руины замка Зоонек и восстановили его в 1843-1864 в качестве охотничьего замка. Здесь они хотели встречаться без придворного штата в неформальной обстановке и охотиться в лесу Soonwald. Замок восстанавливался с сохранением исторических особенностей и приданием зданиям романтического ореола. Главный корпус замка был в 1840 хорошо сохранившейся руиной, у которой отсутствовали только крыши и межэтажные перекрытия. Работы по демонтажу в XIX-ом веке проводились настолько осторожно, что готическая каменная стена с деревянными балками и средневековой штукатуркой была сохранена. Из-за семейных королевских споров и не вовремя подоспевшей революции марта 1848 эта романтическая идея потерпела крах, а замок никогда не использовался как охотничий. С того периода сохранился королевский прусский герб над северными воротами замка.

В 1864 замок был полностью восстановлен по планам военного архитектора Карла Шницлера, при этих работах руины максимально интегрировались в новостройку, т.е. в современном понимании это почти научная реставрация.

После Первой мировой войны замок Зоонек переходит в собственность государства. После Второй мировой войны в 1948 он передан государственному замковому управлению земли Рейнланд-Пфальц.

Замок открыт для посещения. Его помещения оформлены преимущественно в псевдоготическом стиле и в стиле бидермейер. Внутри несколько картин из коллекции семьи Hohenzollern, а с 1991 здесь представлены также рисунки и эскизы, в том числе Иоганна-Каспара Шнайдера (Johann-Caspar Schneider), находящиеся до того в Köth-Wanscheidsches Schloss.

А это - съемки замка с воздуха, материал серии Von Burg zu Burg газеты Rhein-Zeitung.

 

Ну вот вроде и всё про достопримечательности маленького рейнского городка Niederheimbach. Что же можно сказать про сам городок? Он небольшой и симпатичный.

Мы на пароме переплываем на правый берег Рейна, к городку Lorch. Фотографии, сделанные в разные дни показывают, как сильно меняется восприятие одного и того же места при разной погоде.

Дорога, сначала асфальтовая, потом гравийная, бодро пошла верх на 400 метров со средним градиентом около 9%, но местами достигающим и 15%. И так почти 5 километров. Зато потом, после выполаживания, можно отдышаться и насладиться красивой гравийной дорогой, проходящей по лесам и полям рейнских холмов.

Niederwald в переводе с немецкого - низкий лес. В документах упомянуто, что в 1587-88 годах владел этим лесом Burg Ehrenfels. Замка здесь тогда не было, а был ленный двор, который с 1693 года принадлежал графу с замечательной фамилией фон Стадион (von Stadion). В 1705 году этот двор приобрел майнский архиепископат для семьи своего камергера, графа фон Остайн (von Ostein).

В 1764 Иоганн Фридрих Карл Максимилиан Амор Мария граф фон Остайн (Johann Friedrich Karl Maximilian Amor Maria Graf von Ostein) строит здесь охотничий замок, главный корпус которого – простое прямоугольное здание, и превращает прилегающий лес в парк. В 1805 году в порядке наследования замок отходит к графам фон Бассенхайм. В 1835 его приобретает герцог Нассау. В пожаре 1926 года замок сильно пострадал и в 1929 году его отстраивают в качестве пансионата в сильно измененной форме. В июле 1948 года Конрад Аденауэр и 11 глав земель западной Германии в зеленом салоне замка обсуждали основы будущей немецкой конституции.

Сейчас в замке отель с приличным рестораном, где можно не только выпить бокал вина или кофе, но и, судя по меню, очень неплохо пообедать. Рядом с замком вольеры с оленями и другими животными.

 

Полезные ссылки: официальный сайт, Niederwalddenkmal на немецкой википедии.

На высоком берегу Рейна над городком Рюдесхайм на высоте 220 метров над рекой в окружении разбитых на склонах виноградников стоит монументальный памятник Niederwalddenkmal, посвященный восстановлению Германской империи и символизирующий её единство. Наряду с Barbarossadenkmal на Kyffhäuserberg, немецким углом в Кобленце, Hermannsdenkmal у Детмольда, Völkerschlachtdenkmal в Лейпциге, памятнику Бисмарку в Гамбурге и Walhall’ой над Дунаем около Регенсбурга Niederwalddenkmal относится к монументальным имперским памятникам Германии времен второго Рейха.

Поводом для строительства памятника стала победа Германии во франко-прусской войне 1870-71 и последующее основание Немецкой империи 18 января 1871. Объединение Германии стало результатом длившегося десятки лет стремления к объединению многих государств Немецкого союза. Кроме того, в XIX веке в Германии было принято сооружать памятники историческим событиям и людям. Первые идеи о сооружении национального памятника возникли уже во время войны 1870-71. После основания Германской империи по поводу памятника было высказано множество идей и предложений.

Рейн испокон веков был не только важным местом, где происходили исторические события, но и являлся действующим лицом мира сказаний: достаточно вспомнить сагу о Нибелунгах, «Золото Рейна» и рейнскую романтику XIX века, увлёкшись которой богатые и знатные люди участвовали в реконструкции старинных замков, поэтому берег Рейна, как возможное место установки памятника, в высказываемых предложениях лидировал.

С конца XVIII века и до падения Наполеона Рейн около 20 лет был немецко-французской пограничной рекой. Немецкие солдаты пели песню «караул на Рейне» (Die Wacht am Rhein), выступая на войну 1870-71, песня стала неофициальным гимном Германии. В результате войны немцы аннексировали бывшие до того французскими Эльзас и Лотарингию, Франция была вытеснена и с левого берега Рейна. Рейн от Боденского озера и до устья стал полностью немецкой рекой.

 

13 апреля 1871 писатель Фердинанд Хейль (Ferdinand Hey’l) в «Рейнском курьере» предложил конкретное место в Niederwald bei Rüdesheim на Рейне. Это предложение было встречено немецкой общественностью с большим воодушевлением. Глава правительства Висбадена Botho Graf zu Eulenburg озадачился планированием работ и организацией строительства памятника. Сначала он получил согласие на строительство от императора Вильгельма I и рейхсканцлера Отто фон Бисмарка. Затем основал комитет в Берлине из членов Рейхстага. В этом комитете он председательствовал лично.

В ноябре 1871 реализация проекта строительства памятника началась с публикации первого призыва к немецкому народу о сборе пожертвований. В феврале 1872 провели первый конкурс среди художников, архитекторов и скульпторов на проект монумента. Однако, представленные работы не удовлетворили комитет. Был объявлен второй конкурс. На нём была признана наиболее подходящей идея скульптора Йоханнеса Шиллинга (Johannes Schilling). Окончательно проект был готов в апреле 1874. Архитектура памятника и его террасное устройство были разработаны дрезденским архитектором Карлом Вайссбахом (Karl Weißbach). Собранных пожертвованиями денег на постройку памятника не хватало, Рейхстаг должен был выделить субсидию на строительство. Таким образом, строительство памятника смогло начаться только через 3 года после окончания подготовительного периода.

На закладке памятника 16.09.1877 и на торжественном открытии 28.09.1883 присутствовал император Вильгельм I. Во время открытия памятника произошли два события. Во-первых, группой анархистов была предпринята неудачная попытка покушения на императора Вильгельма I. Они планировали взорвать императора во время торжественной церемонии, однако взрыватели отсырели и взрыв не удался. Во-вторых, императору не дали закончить торжественную речь, она была заглушена выстрелами из орудий. Сначала орудийный расчет гаубицы ошибочно воспринял жест офицера и выстрелил в то время, когда император ещё говорил. Выстрел услышали корабли, находившиеся на Рейне поблизости, и начали стрелять салютами. Официальный сайт утверждает, что эти неуслышанные слова императора высечены на цоколе памятника, однако мы нашли только слова Вильгельма, произнесенные при закладке памятника 16.09.1877. Не верите? Вот, читайте… красным по-немецки. Или мы не нашли другие слова императора, или нестыковочка какая-то…

Теперь о памятнике. Его высота 38,18м, вес составляет 75 тонн. Фигуры и барельефы распределены по нескольким рядам. На самом верху перед императорским троном в старонемецком стиле с орлами стоит фигура «Германия» высотой 12,5м. Смотрит она чуть на юго-восток, в направлении Рейнгау. В правой руке у неё немецкая императорская корона, в левой – опущенный обвитый лавром меч. Напомню, что лавр в форме венка – символ победы и знак власти императоров. В XIX веке лавр использовался как триумфальный символ.

Martin Kraft // photo.martinkraft.com [CC BY-SA 3.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)], via Wikimedia Commons Martin Kraft // photo.martinkraft.com [CC BY-SA 3.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)], via Wikimedia Commons von Karl Weisel (USAG Wiesbaden) [Public domain], via Wikimedia Commons

Голова Германии увенчана дубовым венком, её волосы развиваются на ветру. На Германии тяжелая одежда в складку, украшенная различными орнаментами и изображениями животных. Там можно увидеть орлов, оленей, ворон, драконов и лебедей – животных, часто встречающихся в немецких мифах и сказаниях. По краю одеяния – вышивка с орлами и кайма драгоценных камней. Защищает Германию кожаная куртка с отчеканенным имперским орлом. Моделью для Германии послужила младшая дочь скульптора Шиллинга Клара. На иллюстрациях показано, как создавалась статуя Германии.

  von Verschiedene (Scan der Original-Buchvorlage) von Verschiedene (Scan der Original-Buchvorlage) von Verschiedene (Scan der Original-Buchvorlage)  

На цоколе, на котором стоит Германия, находится основная надпись памятника: «В память о победоносном единодушном возвышении немецкого народа и повторном образовании Германской империи 1870-1871». На кантах цоколя – пальмовые ветви, символ мученичества, по бокам – названия мест военных побед (Sedan, Beaumont, Gravelotte,…). У подножья верхнего цоколя – венки и железный крест. Под ними – гербовый ряд, в центре которого сидит орёл с прусским гербом на груди, а за ним гербы четырёх тогдашних немецких государств – Саксонии, Пруссии, Баварии и Вюртемберга.

Ниже мы видим основной барельеф. На нём в натуральный рост изображены 133 человека, это самый большой бронзовый рельеф XIX века. В центре на лошади – прусский император Вильгельм, справа от него генералы и князья севера Германии, слева – юга. Под федеральным знаменем и знамёнами крупных немецких городов - персоны Бисмарка, Мольтке, принца Фридриха Карла, кронпринца Альберта Саксонского и прочих деятелей тогдашней Германии. Есть и низшие чины – прусский гвардеец со знаменем и саксонский пехотинец с барабаном. Все они собрались вокруг своего предводителя, кайзера Вильгельма. На барельефе представлены все значимые фигуры той войны.

Слева от барельефа установлена аллегория войны – фигура в шлеме, дующая в трубу и с опущенным мечом в правой руке, который символизирует победоносное завершение войны. Аллегория войны сознательно ориентирована Шиллингом в сторону Франции. С другой стороны барельефа – аллегория мира – ангел с оливковой ветвью и рогом изобилия. Оливковая ветвь – символ мира, а рог изобилия говорит о том, что мир это будет счастливым и обеспеченным.

I, Olllli [GFDL (http://www.gnu.org/copyleft/fdl.html), CC-BY-SA-3.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/) oder CC BY 2.5 (http://creativecommons.org/licenses/by/2.5)], via Wikimedia Commons

Германия наверху и аллегории войны и мира являются основополагающим треугольником данного памятника.

Боковой барельеф за фигурой войны называется «прощание с воинами» - на нём изображены крестьяне и солдаты, провожаемые на войну своими семьями. С другой стороны – за фигурой мира – барельеф, изображающий возвращение с войны.
Под главным барельефом высечены 5 из 6 строф песни «Караул на Рейне».

Die Wacht am Rhein – это просто патриотическая немецкая песня, они никогда не была официальным гимном Германии. Тем более забавно смотреть как в фильме «Касабланка» 1942 года, давно ставшим классикой кинематографа, французы пением своего официального гимна Марсельеза одерживают победу над немцами, поющими «Караул на Рейне». Хоть фильм и 100% американский, но по всему видно, что обиду французы держали долго.

Нижним элементом памятника является бронзовая группа «Отец Рейн и дочь Мозель» (если вы помните, в Кобленце мы видели скульптуру "Отец Рейн и мать Мозель" - поди разбери этих немцев и их запутанные семейные отношения). Рейн передает дочери рог сторожа, это символизирует, что Рейн теперь (после захвата Германией Эльзаса с Лотарингией) не является больше пограничной рекой: «На тебе, дочь, рог… У тебя там теперь опасное место, труби в него, ежели что, мы рядом…».

Изображения и скульптуры памятника настолько многочисленны, что понять основной месседж, который он несёт, может быть затруднительно. Шиллинг проектировал памятник миру, кроме того, он хотел показать, что объединенный немецкий народ должен осознать свой новый статус как нация. Поэтому он поставил прусского короля (а не немецкого императора, которым станет Вильгельм после окончания войны и объединения Германии) в центре, а вокруг него собираются все представители немецкого народа. По мнению Шиллинга войну 1870-71 годов выиграл немецкий народ, и именно немецкий народ – главная основа немецкой империи. Шиллинг строил памятник немцам, он хотел, чтобы они могли идентифицировать себя как нация и обрести чувство солидарности.

Однако многие видели в монументе памятник не народу, а вновь образованной империи и её императору. Памятник, по их мнению, показывал важность императора и требовал верности ему народа. А так как в общем объеме средств, затраченных на сооружение памятника, собранных народных средств было намного менее половины, из этого делали вывод, что немецкий народ не разделил идею Шиллинга. Да и взносы-то делали в основном не простые солдаты и их семьи, а влиятельные лица Германии.

Тут, наверное, всё зависит от контекста, в котором рассматривается значение памятника. Лично я вижу в нём реализацию идеи Шиллинга. Также можно считать это памятником последней победе немцев в войне. Но как бы то ни было, патриотический памятник получился монументальным и красивым. Он стал популярным местом для проведения патриотических мероприятий и дал мощный импульс развитию туризма в регионе. В 1885 году к нему была построена зубчатая железная дорога Niederwaldbahn. В 1944 году она была разрушена бомбардировками, и позже восстановлена. В 1954 году её заменила подвесная канатная дорога Seilbahn Rüdesheim. Схема бывшей железной дороги и существующей подвесной – на фото. Так что ленивые могут подняться к памятнику на канатке, любители техники - заехать сюда на Segway'ях, пешеходы могут пройтись по живописной дорожке, вьющейся среди виноградников, а активные люди, как мы, могут вкрутить наверх на велосипеде.

Старая открытка "Gruess vom Rhein" - von loki11 (Lith.Kunstanstalt Cari Garte Leipzig) [Public domain], via Wikimedia Commons Niederwaldbahn Zahnradbahn Rüdesheim - By Haffitt (Own work) [GFDL (http://www.gnu.org/copyleft/fdl.html) or CC BY-SA 3.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)], via Wikimedia Commons

Свою 3-ю симфонию, называемую некоторыми "героической", Johannes Brahms написал в 1883, находясь в Висбадене. Останавливался он и в Рюдесхайме, наблюдая за завершением работ над памятником. То, что этот монументальный памятник оказал влияние на творчество великого композитора, не доказано, однако все сходятся в том, что 3-я Симфония является апогеем творчества Брамса. Основная тема симфонии образует героический мотив. Деликатный переход приводит слушателя к идиллической второй теме. Уверен, что на Брамса повлиял местный ландшафт - маэстро любил гулять здесь по покрытым виноградниками холмам. Сегодя Brahmsweg в виноградниках напоминает нам о великом композиторе.

Напоследок скажу о том, что сверху, от памятника, открываются великолепные виды не только на долину Рейна, но и на лежащий на его левом берегу городок Бинген.

Мы по красивой дороге спускаемся вниз к Рюдесхайму.

Полезные ссылки: официальный сайт города, Rüdesheim на немецкой википедии, небольшой материал DW о Рюдесхайме.

Рюдесхайм – один из самых симпатичных рейнских городков. Почти сразу после него Рейн резко меняет своё направление и поворачивает на север. Из-за подводных рифов и речных порогов, образованных здесь сланцевыми породами, участок Рейна между Бингеном и Рюдесхаймом называется Binger Loch (Бингенская дыра) - я уже рассказывал об этом препятствии для судоходства по Рейну. В те времена, когда судоходство было невозможно, Рюдесхайм богател. В него приплывали корабли с юга, разгружались, и грузы по старой кельтской дороге перевозились в городок Lorch, куда мы сегодня переплывали на пароме из Niederheimbach’а, где снова грузились на корабли. Постоянные погрузки-разгрузки и обеспечивали Рюдесхайму хороший заработок.

Прямо на берегу Рейна находится замок Brömserburg – самый старый и наиболее хорошо сохранившийся в городке. Он в X-XIII веках служил временным пристанищем и убежищем майнцским архиепископам. В начале XIII века последние передали этот замок в ленное владение местным рыцарям. Своё имя он получил по побочной линии рода Брёмзер из Рюдесхайма, представители которого владели замком в 1548-1668 годах, но жили при этом в Brömserhof на Oberstraße 29. Во время 30-летней войны в 1640 году французскими войсками герцога Генри II Орлеанского был взорван юго-восточный угол замка, при этом пострадала главная башня и донжон. После того, как род Брёмзеров иссяк, в 1678 году замок был предоставлен в лен Эммериху фон Меттерниху (Emmerich von Metternich). Но замок оставался необитаемым и разрушался. В середине XVIII века его называли Брёмзерской или Меттернихской конурой (Brömsers Hundestall).

В начале XIX века благодаря новым владельцам – рейхсграфам фон Ингельхайм – замок был отреставрирован. Здесь во время путешествия по Рейну в 1814 останавливался Гёте со своими друзьями композитором Цельтером и висбаденским обербергратом (старшим горным советником) Крамером. В 1941 году город приобрел замковый комплекс и разместил в нём винный музей региона Рейнгау.

Второй замок города, Boosenburg, тоже принадлежал рюдесхаймской знати. От замка сохранилась одна башня.

На католической церкви XIV века, находящейся рядом с рыночной площадью, крутится флюгер со звездой и полумесяцем. Это напоминание о рыцаре из рода фон Брёмзер, участнике крестового похода против иноверцев, который якобы построил эту церковь.

Сам городок очень милый, с множеством фахверковых домов. Самая известная улочка города Drosselgasse (переулок дроздов). Город славится узкими романтическими улочками, винными погребками и ресторанами. Недаром фонтан на центральной площади города украшает фигура с бокалом вина в руке. Этот малюсенький городок с населением чуть менее 10 тыс. человек в год посещает до 3 млн. туристов. Большинство из них приезжает на несколько часов на автобусе или кораблике. Нас же эта перенаселенность туристами немного расстроила – жуткая толкучка на улицах. Но в винном баре мы, разумеется, продегустировали ризлинг, который является визитной карточкой региона. Вполне себе неплохой, кстати.

Что еще стоит посмотреть в окрестностях? Во-первых, аббатство Хильдегарды Бингенскойматериал DW об аббатстве. Во-вторых, Schloss Johannisberg, хозяйкой которого и окрестных виноградников была княгиня Татьяна фон Меттерних из знаменитого российского рода князей Васильчиковых - материалы DW: часть 1 "Йоханнисберг: История одного виноградника" и часть 2 "Немецкий дворец княгини Васильчиковой - "женщины с пятью паспортами". В-третьих, Marienthal – подробности в материале DW "700 лет паломничества в Мариенталь и первая в мире монастырская типография".

Мы не стали задерживаться в городе и отправились на паром, который перевез нас в Бинген. С парома в заходящем вечернем солнце Рюдесхайм смотрится особенно умиротворительно.

В Бингене мы прекрасно отужинали в Geniesserei "Alte Wache". Пожалуй, этот ресторан я могу рекомендовать к посещению.

Велоитоги дня: восхитительный маршрут мимо множества достопримечательностей, его длина хоть и составила всего 43 километра, зато мы вкрутили в хорошую горочку высотой 400 метров (суммарный набор высоты составил 762 м.) и насладились прекрасными видами долины Рейна. Трек маршрута на AllTrails и в формате GPX.