Кострома, Углич (8-10 мая 2004). Часть 1 - Кострома |
Желание съездить в Кострому, Тутаев и Углич - города, находящиеся неподалеку от изведанного нами Ярославля, было давно. А тем более предстояло 3 выходных дня, проводить которые в Москве при хорошей погоде за окном, было просто кощунственно. Так как до Костромы немногим более 300 километров, то мысль об однодневной поездке даже и не стояла. Идея была такой - в первый день выходных днем, когда дачники уже разъедутся по своим фазендам, выехать из Москвы, часа за 4 доехать до Костромы (всего то 330 км), погулять по вечернему городу, заночевать в нем, погулять еще чуток утром после чего двинуться в Тутаев, быстренько осмотреть его (путеводитель обещал, что город достаточно красивый, но маленький), дальше где-то по дороге в Углич замангалить, заехать и быстро осмотреть Углич и вернуться к ночи второго дня домой в Москву. Вот такие были у нас Наполеоновские. Как говорится: "надежды юношей питают". Далее все просто - куплено мясо, кинуты в багажник мангал, березовые дрова, стол, стулья и одноразовая посуда. Естественно, было куплено и вино. Причем не только для сопровождения поедания гриленного мяса, но и для вечерней трапезы с моцареллой (для тех, кто не в курсе, это сыр такой итальянский, мягкий-мягкий, продается в рассоле), которую мы, разумеется, тоже не забыли купить. Ну вот, собственно, и все сборы. Осталось только ответить самому себе на вопрос, зачем я все это пишу. Ответ простой: в помощь тем, кто готов самостоятельно поездить, но, читая путеводители, не очень понимает, куда именно стоит заехать и что он там увидит. Поэтому в отчетах моих всегда много фотографий. Ну и самому поделиться впечатлениями хочется. Но, еще раз повторюсь, мои отчеты не претендуют на роль путеводителей, скорее, это иллюстративные материалы к ним. Выезжая из Москвы мы все же попали в пробку, образованную на Ярославке дачниками от МКАДа до Пушкина. Подъезжая к Переславлю-Залесскому стало понятно, что мы идем с опозданием в час-полтора от наших представлений о скорости достижения Костромы. Остановленный ГАИшниками за превышение скорости в процессе беседы с одним из рыцарей жезла и радара, умеющим писать (он заполнял протокол), выяснилось, что Тутаев, конечно, хороший город, но сам гаец туда бы не поехал. Он настоятельно рекомендовал нам лучше съездить в Углич. Вот таким странным образом наши смутные мысли о том, что процесс приготовления мяса в окрестностях Тутаева можно отложить на потом, подтвердились. Это был первый случай в моей жизни, когда ГАЕЦ сказал нечто полезное. Дорога до Костромы выглядит следующим образом - доезжаешь до самого Ярославля и по указателю уходишь направо, еще 80км и - вот он, заветный город. Надо отметить, что часть дороги Ярославль-Кострома тогда представляла собой весьма печальное зрелище - яма на колдобине. Потом вдруг это безобразие кончается и опять начинается приличная дорога. Справедливости ради скажу, что через месяц после описываемой поездки дорогу здорово подлатали, а в декабре 2004 она была во вполне приличном состоянии. Долго ли - коротко ли, но в Кострому мы въезжали примерно в 8 вечера. Нашим первоочередным желанием было найти гостиницу в центре города, кинуть там вещи, припарковать машину, выпить вина с моцареллой и пойти гулять.
Кроме упомянутого путеводителя я бы рекомендовал следующие ресурсы: www.kostroma.ru , Кострома-info, старая Кострома. На первом хорошо описана история города и те достопримечательности, которые сейчас можно увидеть. На последнем - исторический экскурс по дореволюционным улицам Костромы. Это, разумеется, не единственные ресурсы в сети, но весьма интересные и почти что официальные. Рекомендованный путеводителем отель "Интурист-Кострома" представляет из себя современный комплекс с хорошими номерами и отдельными домиками-бунгало, ресторанами,... Но у него есть один недостаток - он находится на окраине города - у самого въезда со стороны Ярославля и гулять от отеля до центра пешком далеко. Поэтому мы двинулись дальше к центру города. Ради справедливости отмечу, что оказавшись в середине декабря 2004 г. в Костроме (отчет о поездке по ссылке) и остановившись в Интуристе мы поняли, что этот отель - лучшее, что есть не только в Костроме, но и, наверное, на всем маршруте Золотого Кольца (открывшийся в декабре 2004 г. в Ярославле "Премьер-Ринг Отель" - не конкурент по ценам ). Переехав мост через Волгу, справа мы обнаружили вторую гостиницу - "Волга", она же туркомплекс "Русь". На парковке рядом с ней стояло несколько туристических автобусов. На внешний вид гостиница производила приличное впечатление. На ресепшн'е мы задали интересующий нас вопрос "есть ли номера?" и получили ответ "да, цена такая-то". А вот дальше началось самое интересное - на просьбу показать номер нам была показана фотография какого-то абстрактного номера. Нас это, естественно, не удовлетворило и мы попросили показать тот номер, который нам конкретно предлагается. Со стороны тетки-ресепшионистки было выражено полное непонимание нашего справедливого желания и сказано, что на это (показать номер) они пойти никак не могут, ибо "не положено". Я продолжал настаивать и задавал наводящие вопросы типа "заинтересованы ли они в клиентах вообще и в нас в частности". Ответ был таким: "да, заинтересованы, но номер не покажем, платите деньги вперед и вселяйтесь так". Я продолжал наставать и потребовал администратора сего заведения. Тетка отказалась позвать администратора, мотивируя это тем, что "есть у администратора дела и поважнее". Но все-таки позвонила ей по телефону с дословно следующим вопросом "тут какие-то... неизвестно откуда приехали... требуют показать им номер. Я правильно делаю, что не показываю?". Получив утвердительный ответ из трубки и уверившись в своей правоте (ну действительно, понаехало тут всяких..., деньгами какими-то машут, думают, наверное, что на деньги все можно купить, в том числе и номер в гостинице. Мы им покажем, что здесь не Москва и не Европа всякая) нам было сказано окончательное нет: "или берете номера так, или мы вам ничего не покажем. И вообще, у нас режимное предприятие...". Последние слова нас окончательно добили и мы с пониманием того, что с этими дебилами говорить ну просто не о чем, мы поехали дальше. Так что моя настоятельная рекомендация: объезжайте этот "замечательный" туркомплекс "Русь", расположенный по адресу ул. Юношеская дом 1 как можно дальше - нормальным людям на режимном предприятии-гостинице делать нечего. А остановились мы в гостинице "Кострома", что находится на центральной улице города - ул. Советской д.120 - на площади Конституции. Там нам и номера показали (оказались вполне приличными), и парковка охраняемая рядом есть. Телефон гостиницы (0942)54-10-81. Да, гостиница, конечно, весьма отдает совковостью, но по соотношению цена/качество, да и просто по номерам люкс она вполне ничего.
Кофейня "Рога и Копыта", Кострома ночная Естественно, после такой легкой трапезы город нам сразу понравился. Гуляя по Советской улице и дойдя практически до центра города мы увидели ЭТО - кофейню "Рога и Копыта". Удивительное место - заведение по мотивам произведений Ильфа и Петрова. Стильное до невозможности. В витринах располагаются мадам Грицацуева, Паниковский, стремящийся за гусем, и сладкая парочка - Великий Комбинатор и Ипполит Матвеевич, предводитель дворянства и по совместительству отец русской демократии. На стенах - вырезки из старых газет, объявления "попал под лошадь...", вывески и транспаранты из романов Ильфа-Петрова и прочие иллюстративные материалы к "12 стульям" и "Золотому теленку". Зайдя по нужде, вы сразу увидите табличку "Прежде чем зайти сюда подумай, нужен ли ты здесь", закрывая за собой дверь в "заведение" увидите инструктивную табличку "Сделай свое дело и уходи". Интерьер и атмосфера продумана до мельчайших подробностей - от подбора музыки (советские песни и иногда романсы) до оформления акустических систем, через которые музыка эта льется, под радиоприемники 20-х годов ХХ-го века. Посмотрите фотографии - идея и ее реализация настолько хороши, все оформлено с огромной любовью и знанием первоисточников! Уверен, что такая стильная кофейня не осталась бы незамеченной и в Москве.
Что касается кофе, пирожных и всего прочего, что должно быть в кофейне - наличествует все. И открытие в 9 утра (можно позавтракать), и несколько позиций не просто кофейного ассортимента, но и вполне адекватной еды (те же стейки), хотя по утверждению висящей на стене таблички "мясо - вредно". Наличествует даже кальвадос (я не представляю, как можно есть мороженое, не запив его бокалом-другим кальвадоса). Есть и пирожные, и хоть и это не свежая утренняя выпечка со свежими фруктами, как во Франции, но, к пример, вкусный йогуртовый торт имеется. Выбор свежевыжатых соков нас удивил - апельсиновый, грейпфрутовый и... лимонный. Последним я живо заинтересовался и взял себе на завтрак стаканчик... Жжжжжжжуть... кислятина... но полезно и прикольно. Стакан сока я, правда, осилить так и не смог и поэтому поделился им с друзьями;-). Дальнейшая прогулка по ночному городу выявила, что исторический центр не подсвечен и фотографировать ночью в общем-то и нечего. Поэтому, побродив еще по улице, увидев несколько баров, посмотрев на большое количество красивых девушек, перемещающихся по улице, мы зашли в заведение "черная кошка". Ну бар как бар - ничего особо выдающегося. Правда, за столиком рядом сидели две очень симпатичные девушки. Побеседовав с ними, я уяснил, что они не против сходить со мной в местный ночной клуб. Но так как Серега (мы остались с ним вдвоем, третий наш попутчик - Мишка - не выдержал и пошел спать значительно раньше) девушкам почему-то не понравился, а перспектива находиться в прокуренном помещении, где очень громко, меня не сильно прельщала, да и к тому же шанс "разбить" пару девушек и уйти с одной их них минимален, было принято соломоново решение - идти в отель спать. Кстати, в Костроме мне показалось, что красивых девушек на улице не просто много, а очень много. Мальчишки - ну на мой взгляд приличных мало, ходить ночью по городу достаточно стремно - лично наблюдал несколько весьма жестких драк. Так вот, с хорошими мальчишками в Костроме, на мой взгляд, тяжко. Исходя из вышесказанного, делаю вывод, что город располагает к секс-туризму. В дальнейшем у меня есть желание съездить в Кострому на выходные именно с такой целью. Проснувшись утром следующего дня, мы сдали номера, сели в машину и поехали в центр города позавтракать в "Рогах и Копытах". Кстати, если вдруг сия кофейня закрыта на санитарный день (санитарный час, санитарное утро,...), как получилось во время моего следующего визита в город, позавтракать утром (с 9 утра) можно еще в кафе рядом с Ипатьевским монастырем. Больше утром позавтракать в центре города негде. Точнее есть какие-то откровенные тошниловки типа закусочных-сосисочных,... но нормальному человеку заходить туда противопоказано. Что в имени тебе моем? Историческая справка. Версий, истолковывающих название города, несколько. Согласно одной, имя происходит от фино-угорского "кострум", т.е. крепость, укрепленное место. Другая версия связывает название с древним хороводным действом. "Кострома" - сделанная из соломы кукла, воплощение живительных и плодородных сил весны. Обряд похорон Костромы сопровождался пением песен, плетением венков, хороводами. Заканчивался обряд тем, что куклу топили в реке или сжигали в качестве жертвоприношения всесильному богу солнца Яриле.
Краткий экскурс в историю. История города весьма типична для русских городов. В 1152 г. Юрием Долгоруким была основана крепость "Кострома", первое летописное упоминание о городе - 1213 г. В XIII веке на город многократно нападали татары. В XIV веке город сделал неправильную ставку - поставил на тверского князя Михаила в его борьбе против Москвы за великое княжение. За что и был разгромлен московскими войсками. В 1375 году Кострому разоряют новгородские ушкуйники, которые приплыли на ладьях по Волге. В 1413-1416 годах на левом берегу Волги у впадения в нее реки Костромы закладывается новая крепость. В 1609 г. Ипатьевский монастырь захвачен сторонниками Лжедмитрия II и становится их опорной базой. После шести месяцев осады монастырь освобождают. В 1613 г. Ипатьевский монастырь является резиденцией Михаила Романова - именно здесь начинается 304-летний марафон царского дома Романовых, а монастырь будет считаться их фамильной святыней.
XVII век - город становится крупным ремесленным центром, третьим по экономическому положению городом после Москвы и Ярославля. Сильно развито мыловарение и каменное дело (Костромские мастера строят собор в Измайлове - на Серебряно-виноградном пруду - в резиденции царя Алексея Михайловича, патриарший собор в Кремле, Георгиевскую церковь на Полянке). Кроме того, известнейшая иконописная артель Гурия Никитина расписывает Данилов монастырь в Переславле, Успенский собор в Ростове, церковь Ильи Пророка в Ярославле, Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале и, естественно, Троицкий собор Ипатьевского монастыря Костромы. В 1773 г. во время пожара уничтожены почти все деревянные строения центральной части Костромы. Существует легенда, что когда Екатерину-II спросили, какой бы она хотела видеть Кострому, она развернула свой веер. В результате план города является "веерным" - от центральной площади имени Сусанина раскрыт полукругом веер улиц. Сусанинская площадь и окрестности Но хватит истории, пора рассказать о том, что можно сейчас увидеть в городе. В принципе, исторически интересные места расположены весьма компактно. Центром города является Сусанинская площадь с расположенными на ней зданиями пожарной каланчи, гауптвахты, зданием дворянского собрания, особняком героя войны 1812 г. генерала Сергея Степановича Борщова, зданием присутственных мест. А с другой стороны площади - ближе к Волге расположены множественные торговые ряды. Торговых рядов очень много: хлебные ряды, большие Мучные ряды, Дегтярные ряды, малые Мучные ряды, Красные и Мелочные ряды, Гостиный двор, Рыбные и мучные ряды, Масляные ряды. Прониклись? Вот то-то! Отмечу, что символом города является как пожарная каланча, так и вид на Гостиный двор со стороны Сусанинской площади (его можно увидеть в заставке программы "местное время" на РТР). Красные и мелочные ряды выглядят весьма необычно - внутри достаточно типичных торговых рядов со строениями-лавками над одними из ворот, что ближе к Волге, возвышается церковь Спаса в Рядах. Вижу такое впервые. Красиво. Самое бросающееся в глаза здание на Сусанинской площади - пожарная каланча, она недавно отремонтирована и смотрится очень красиво. Если пройти гордуму и здание масляных рядов и повернуть на ул. Чайковского, то мимо парка, на территории которого в стародавние времена располагался кремль, можно спуститься к Волге, к речному вокзалу и беседке Островского. Рядом с мелочными рядами нас порадовала растяжка "Клуб китайского летчика Лау Джа" - такой вот плагиат по-костромскому. Что касается местных сувениров... Издревле местным промыслом являлся лен. Соответственно, можно купить разные изделия из льна - рубашки, футболки - "кольчуги", полотенца, скатерти, штаны,... То, что льняная одежда - это очень хорошо и экологично - говорить излишне. Вещи есть и откровенно убого пошитые, а есть и очень приличные... Купив себе 3 льняных рубашки с коротким рукавом я нисколько не пожалел - это не только сувенир, в них можно ходить, хотя пуговицы дешевые и пошиты они не лучшим образом... Цена вопроса 500-600р за рубашку. Добавить бы еще рублей 50 на пуговицы и все было бы отлично! Замечу, что имеющиеся у меня льняные рубашки (специально сейчас посмотрел) итальянского, голландского и немецкого производства пошиты и смотрятся на порядок лучше при цене всего в 2-3 раза выше. Покупать или не покупать - решайте сами... Купить в качестве сувенира - вполне... а носить все же лучше то, что качественно сшито. Хотя для дома и в качестве летне-пляжной одежды вполне приемлемо. Это моя непатриотическая потребительская позиция, можете ее вовсю критиковать.
К Богоявленскому Монастырю по ул. Симановского Теперь дальше. В одном квартале от Сусанинской площади расположен Богоявленский монастырь. Рекомендую прогуляться до него пешком по улице Симановского, что между пожарной каланчей и гауптвахтой. Примерно посредине квартала обратите внимание на зеленый деревянный дом справа - очень красивый, мы его долго рассматривали. Перед пересечением с ул. Пятницкой справа расположены два дома, находящиеся в весьма запущенном состоянии - Третьяковские доходные дома. Третьяковы - старинный судиславский род купцов-раскольников, торговавших "сельским товаром", кроме того, они закупали в Москве шелк и галантерею и сбывали на ярмарках в провинции. В Третьяковских доходных домах до революции размещались учреждения (например, казенная палата), конторы и представительства компаний, отделения банков,... а обеспеченным жильцам сдавались и отдельные квартиры. Т.е. это был практически бизнес-центр в современном понимании. И.П.Третьяков умер накануне революции, в ходе которой дома были изъяты у его наследника: один из них занял губвоенкомат, а другой, угловой, получил название "Дома союзов", т. к. в нем разместились губернский профессиональный совет и губотделы отраслевых профсоюзов. Ну понятно, что где советская власть, там и разруха, запустение и прочие ее атрибуты. В результате сейчас мы имеем то, что видим. Сразу за перекрестком с Пятницкой улицей начинается стена Богоявленского монастыря. Монастырь (первоначально он являлся мужским) был основан родственником и учеником Сергия Радонежского старцем Никитой в первой половине XV в. Монастырь прикрывал центр Костромы с севера и был не только культовым, но и оборонительным сооружением - его обнесли частоколом. Хотя Казанское ханство в середине XVI века пало, набеги на Кострому непокоренных татар и прочих черемисов продолжались. Как раз в это время в монастыре, бывшем до сего момента деревянным, начинается каменное строительство. В сентябре 1848 г. Кострому постиг очередной страшный пожар, распространившийся по всему городу. Жители пытались укрыться в Богоявленском монастыре, но огонь перекинулся и сюда, отрезав погорельцев от ворот. Горели и деревянные "ходы" на высоких стенах. Сотням людей, оказавшимся в ловушке, грозила опасность сгореть заживо - им пришлось спешно делать проломы в северной стене и выбираться через них наружу. От монастырских строений остались одни черные обгорелые стены - сгорели 4 храма и 6 каменных корпусов. От сильного жара местами осыпался подземный ход, проложенный от Богоявленского монастыря к реке Костроме, его потом полностью засыпали. В огне погибло фактически все имущество монастыря, в том числе содержимое ризницы, уже в XVII в. рассматривающейся как музей, наполненный богатыми и ценными в художественном отношении дарами. Среди даров этих был и вклад 1613 г. князя Д.М.Пожарского. Погиб и богатейший монастырский архив. Монастырь был упразднен, остатки его строений предполагалось разобрать. Его разборка уже началась, однако вмешались непредвиденные обстоятельства - на защиту замечательного памятника древней архитектуры выступили широкие круги костромичей. Судьба ансамбля решалась целых полтора десятка лет (все это время он стоял в руинах, зримо напоминая горожанам о стихийном бедствии), пока, наконец, в 1863 г. сюда не были переселены монахини Анастасиина монастыря. Так монастырь стал женским и стал отныне именоваться Богоявленско-Анастасииным женским монастырем. Его тогдашняя игуменья, мать Мария, в миру Софья Дмитриевна Давыдова (скончалась в 1889 г., пережив вдобавок и большой пожар 1887 г.), обладала незаурядными организаторскими способностями, что помогало сравнительно быстрому восстановлению старых и возведению новых зданий и благоустройству территории (были разбиты великолепные цветники). Число монахинь достигало 400 - они вели довольно прибыльное хозяйство. Ну а дальше революция и все как всегда - в 1918 г. монастырь лишился статуса юридического лица, монахинь разогнали, в соборе разместился губернский архив, а в корпуса въехали семьи рабочих-текстильщиков. Дальше 70 лет разрухи и только сейчас монастырь восстанавливается. сносятся стоящие рядом уродливые деревянные бараки,... Как выглядит монастырь сегодня видно на фотографиях. Вернувшись на Сусанинскую площадь, не пожалейте 10-15 минут и прогуляйтесь по "Проспекту мира". Под этим грозным названием скрывается тихий бульвар с расположенными на нем дореволюционными особняками. Здесь и Костромской драматический театр, и бывш. Романовский музей в стилизованном русском стиле, построенный к 300-летию дома Романовых и открытый в 1913 г. Здесь и чудом сохранившиеся в эпоху революции и советской власти особняки.
Теперь далее - к Ипатьевскому монастырю. Он является самым исторически значимым туристическим объектом города. Именно в нем началась история рода Романовых, как царского рода. Кстати, чекистско-коммунистическая шваль, как это ни странно, была суеверна. Чем еще объяснить, что убийство царской семьи произошло в Екатеринбурге именно в доме Ипатьева?! Монастырь находится на другой стороне реки Кострома, в месте слияния ее с Волгой. Мост, ведущий к монастырю, напоминает своими изгибами мост в славном городе St. Nazare, что в месте впадения реки Луара в Атлантический океан. Не буду утомлять читателя историческим экскурсом - все можно почитать в путеводителях и по приведенным мною ссылкам. Приведу лишь несколько сухих фактов. Монастырь был основан в 1275 году князем Василием Квашня (по другим данным - в 1330 году татарским князем Четом, который после крещения принял имя Захарий). От Чета ведут свою родословную бояре Годуновы. Знаменитая Ипатьевская Летопись (основной источник сведений о древней Руси) происходит из библиотеки, собранной Годуновыми. В 1613 году к Михаилу Федоровичу Романову, скрывающемуся на территории монастыря от поляков, приехала делегация из Москвы с просьбой стать царем - Михаил Федорович подумал-подумал, и согласился... Этим и кончилось т.н. "смутное время" и началось 304-летие дома Романовых. Монастырь отреставрирован и находится в хорошем состоянии. Месторасположение его очень живописно. Обязательно пройдитесь по мосту - открывается красивая панорама монастыря, вы наверняка сделаете несколько красивых кадров. А если подняться на звонницу, то вид на золотые головки Троицкого собора вам обеспечен. Состоит Монастырь из двух частей: Старого города и Нового города. На территории старого города расположены все основные сооружения монастыря, он был построен в 1586-1590 гг. на средства Годуновых. Новый же город был пристроен к старому через полвека в 1642-1643 гг. по распоряжению и на средства Михаила Романова. Главное сооружение монастыря - Троицкий собор. Первоначально он был построен в 1586-1590 гг. по указу Бориса Годунова на месте деревянного храма, его стены расписали фресками. Монастырь в те времена имел ярко выраженное оборонительное значение, а в подвале Троицкого собора хранили порох. Это и сыграло роковую роль - в 1649 г. собор взлетел на воздух. Отстроен заново он был в 1652 г, а через 30 лет, в 1684 г. храм расписали мастера уже упоминавшейся выше артели Гурия Никитина. До нашего времени в первоначальном виде сохранились лишь фрагменты росписей, так как в начале ХХ века очень многие фрески были "обновлены". Напротив алтаря, над западным входом находится изображение страшного суда. На нем присутствует сцена совращения монахов, когда бесы приводят им развратных женщин и приносят вино. Вот это по-нашему! Странно только, что такой призыв к нормальной человеческой жизни не был сразу замазан церковниками. В подклете собора находятся т.н. "гробовые палаты" - это семейная усыпальница Годуновых, там же похоронены родители Бориса Годунова. А рядом находится звонница, которая построена тоже на деньги семьи Годуновых - еще раз рекомендую подняться на нее. Что касается Нового города - вход туда сейчас закрыт. Да, в принципе, это и правильно - на территории его нет ничего особо выдающегося. В советские времена там размещался музей деревянного зодчества, который был позже перевезен на примерно километр и сейчас располагается за монастырем. Рядом с монастырем стоит привезенная деревянная церковь Собора Богородицы 1552 года постройки - доступ в нее закрыт. Рядом располагается очень симпатичный современный жилой дом со стилизацией под русский стиль. Очень красиво и необычно, чувствуется вкус и стиль хозяина. Ну и завершает композицию этого квартала Церковь Иоанна Богослова. Если обойти Ипатьевский монастырь, то дорога приведет к музею деревянного зодчества. Туда свезены из сел Костромской области несколько деревянных церквей (издалека смотрятся красиво) и жилые дома. Зайдя в некоторые из них поражаешься, насколько же убого жили даже весьма небедные люди того времени в провинции (купцы, например) к концу XIX века - и скотина, и сам под одной крышей, маленькие комнаты, полное отсутствие интерьеров и дизайна, как класса. Единственное, что было - это резьба снаружи этих убогих изб. А при этом в Москве, Питере, да и в других местах, например в глухой деревне Муромцево под Владимиром, строились дворцы и усадьбы.
Ну и надо упомянуть про на мой взгляд последний значимый памятник города - это церковь Воскресения на Дебре (1645-1651), что рядом с мостом через Волгу на территории бывшей кожевенной слободы. Это единственно сохранившаяся церковь в Костроме, которая построена не на деньги царей или бояр, а на деньги богатых купцов. Заказчиком строительства выступал купец Кирилл Исаков, торговавший краской. Церковь очень нарядна и празднична. А шашечками ее раскрасили гораздо позже - в конце XIX века во время очередной перестройки. Внутри так же применила свое мастерство артель Гурия Никитина.
|
baranovna@yandex.ru |