Австрийский Селигер 2016. День пятый - Benediktinerabtei Ottobeuren, Ulm, заключение и выводы.  
 
Benediktinerabtei Ottobeuren
Ulm
Volvo XC90
Заключение и выводы

На сегодня, как и на любой другой день, у меня два плана. Основной план заключался в подъеме на Tegelbergbahn’е и прогулке по горным тропинкам с видами на Neuswanstein и окрестности, последующим обедом и отъездом в мюнхенский аэропорт. Но, глянув после завтрака на web-камеру, установленную на верхней станции подъемника, мы поняли, что ловить наверху нечего – сплошное «молоко». Задействуем Plan B.

Бенедиктинское аббатство в Оттобойрене основано в XIII веке. Это один из красивейших баварских монастырей в стиле барокко. Монастырь с церковью расположен на небольшом холме, возвышающимся над городком.

Самое впечатляющее сооружение - церковь Св. Теодора и Александра, она много раз перестраивалась, нынешний облик приобрела в 1748-1766 годах, архитектором был Иоганн Михаэль Фишер.

 

К зданию церкви пристроено огромное здание аббатства, которое даже прозвали «Швабским Эскориалом» за сходство по масштабам с Эскориалом мадридским. Построено оно в 1711-1731 годах по проекту Кристофа Фогга. Мы посетили музей аббатства. Помимо различных произведений церковного искусства и предметов быта монахов, наше внимание привлекла старинная книга Gesangbuch – сборник псалмов, даже не верится, что это книга 1684 года. Однако старинный кожаный переплёт и лежащие рядом специальные перчатки, с помощью которых её дозволено листать, являются подтверждением возраста книги.

Из наиболее интересных помещений музея в аббатстве отмечу барочную библиотеку (к сожалению, она закрыта на реставрацию до 2018 года), театральный зал, названный так из-за своего функционального предназначения, и красивейший барочный императорский зал, где в настоящее время проводятся концерты.

театральный зал императорский зал императорский зал императорский зал императорский зал императорский зал императорский зал

Монастырь в Отобойрене очень красив, я искренне рекомендую его к посещению.

В завершение программы празднования моего ДР мы отправимся на несколько часов погулять по г. Ульм.

Полезные ссылки: туристический портал Ульма, перечень основных достопримечательностей города. Отмечу также то, что в Гугл-картах имеется прекрасный 3D макет города.

Город Ульм с населением немногим более 120 тысяч человек расположен на границе земель Баден-Вюртемберг и Бавария на баден-вюртембергском (северном) берегу реки Дунай. На баварском (южном) берегу находится его город-спутник Neu-Ulm (население около 50 тысяч человек), бывший когда-то частью Ульма.

Поселения на месте современного города возникли в древнейшие времена – в эпоху раннего неолита. Первое упоминание Ульма в документах относится к 854 году, когда здесь был дворец королей династии Каролингов. В 1165 году Ульм стал городом, а в 1274 году получил статус свободного города Священной Римской империи.

Если перенестись в более близкие к нам времена, то с городом связаны такие имена как Albrecht Ludwig Berblinger – это немецкий изобретатель, создавший один из первых прототипов дельтаплана и совершивший неудачную попытку полёта 31 мая 1811 года. 14 марта 1879 года в городе родился Альберт Эйнштейн, а с 1929 по 1934 год капельмейстером городского театра Ульма работал Herbert von Karajan. В конце Второй Мировой Войны город подвергся разрушительным бомбардировкам со стороны союзных войск, самая крупная из них состоялась 17.12.1944 – тогда был разрушен 81% исторической части города. Однако основная достопримечательность Ульма – собор – пострадал не сильно. Фотографии и документы о процессе восстановлении города с 1945 года по настоящее время можно посмотреть на сайте Ульм с 1945 по н.в.

Теперь о достопримечательностях города.

Собор был заложен в 1377 году, в 1392 началось его строительство, которое вскоре приостановилось из-за не до конца проработанного проекта: боковые нефы не выдерживали веса свода. В дальнейшем строительство шло ни шатко-ни валко, окончательно работы были завершены в 1890 году – с момента закладки прошло всего лишь 513 лет.Ульмский собор является самым высоким собором в мире, высота шатра колокольни составляет 161,5 метра. Высота «следующего по росту» Кёльнского собора – 157 метров. Позади собора находится Valentinkapelle.

Дома, окружающие собор, в конце Второй Мировой Войны были почти полностью разрушены и воссозданы в послевоенные годы в таком усреднённо-немецком стиле. Так делали во многих городах, достаточно вспомнить Нюрнберг. Наше внимание привлёк дом по адресу Münsterplatz 7, точнее даже не сам дом, а часы на нём и поясняющая табличка. Оказывается, в 1879 году г-н Carl Abt основал здесь фирму, которую, не долго раздумывая, назвал по своей фамилии. Abt начинала свою деятельность с оптовой и розничной торговли скобяными изделиями и предметами домашнего обихода. Сейчас это мультибрендовый магазин, специализирующийся на торговле товарами для дома и кухни. А в честь своего 100-летия на доме, где всё начиналось, они установили часы. Трогательно.

Уже при написании рассказа, работая с источниками, я обнаружил, что, оказывается, то современное здание из стекла и бетона Stadthaus Ulm (в нём находится в том числе и туристический офис города), попадания которого в кадр на фото мы всячески старались избегать, является местной достопримечательностью, так как спроектировал и построил его в 1993 году звёздный архитектор из Нью-Йорка Richard Meier. Прошу прощения у читателей за то, что из-за нашей необразованности и низкого культурного уровня это сооружение показалось нам, мягко говоря, лишним на площади перед высочайшим собором в мире.

Погода портилась, небо темнело, но мы всё равно пошли прогуляться по главным улочкам старого города. Ульм – красивый, приятный и симпатичный город.

Sankt Georgskirche в неоготическом стиле построена в 1904 году.

Pauluskirche, построенная в стиле Art Nouveau, открыта в 1910. Это первая в Германии церковь из железобетона. Церковь обладает отменной акустикой и может вместить до 1500 человек, здесь проводятся концерты.

Как и все старые города, когда-то Ульм был окружен городской стеной. Когда стены потеряли своё оборонительное значение, горожане стали приспосабливать их под свои нужды. На северо-восточной части стены построили дома и теперь здесь проходит улочка Seelengraben. Да-да, улочка и дома находятся на бывшей крепостной стене.

Seelengraben Seelengraben Seelengraben Seelengraben

Башня Gänsturm в восточной части средневековых укреплений с сохранившимися городскими воротами датируется 1360 годом, она имеет высоту 37,5м. Название её связано с тем, что через неё местные жители выгоняли гусей из города на окрестный луг. Как я уже говорил, Дунай здесь разделяет не только Ульм и Новый Ульм, но и, соответственно, земли Баден-Вюртемберг и Бавария.

Gänsturm

Эти связанные друг с другом здания – жилой дом с присоединенной капеллой - являются старейшими в городе и содержат конструктивные элементы романского стиля, готики и эпохи Возрождения. Связаны друг с другом они были первоначально. Точная дата постройки зданий неизвестна, построил их нотариус короля Фридриха II по фамилии Marquardt. Первое упоминание в документах относится к 1222 году, когда владелец завещал комплекс сооружений аббатству Залем (Kloster Salem), что на Bodensee. Дом называется «каменным», так как в те времена строительство велось преимущественно из дерева, ибо это было дешевле. Пристроенная к дому капелла подчёркивает состояние владельца дома.

Во время бомбардировок конца Второй Мировой Войны Nikolauskapelle была разрушена, её восстановили в 1978-1980 годах. В настоящее время здание капеллы можно арендовать и провести там своё мероприятие.

Это, бесспорно, самое красивое здание города. Его старейшая юго-восточная часть была построена в 1370 году как «новый торговый дом». Только в 1419 году здание было определено под Ратушу. В XV веке здание достраивалось в готическом стиле. Астрономические часы, напоминающие Пражские, были размещены на ратуше в 1520 году. В росписи фасадов – поучительные изображения добродетелей и пороков. Во время Второй Мировой внутренняя часть Ратуши выгорела. Те фасадные фрески, что мы видим сегодня, являются копией фресок 1900 года, тогда большая их часть была выполнена заново.

Рядом с Ратушей находится стеклянное здание городской библиотеки. Оно хоть и не совсем вписывается в стиль старого города, но хотя бы не уродует его.

Этот идиллический квартал находится в устье ручья Blau, впадающего в Дунай. Прогуливаясь здесь, вы увидите множество фахверковых домиков, расположенных вдоль каналов, узкие улочки и переулки, и изрядное количество мостов.
Перед мясной лавкой (Metzgerei) мы порадовались скульптурной группе с поросятами. Тематично.

Наиболее часто фотографируемым домом в квартале является Schiefe Haus, или "косой дом", построенный в 1406 году. Первоначально дом, стоящий на берегу ручья, был примерно вдвое меньше, однако в 1443 году его расширили. В результате получилось так, что северная стена дома стояла на твёрдом грунте, а с южной стороны прочный участок под зданием был гораздо меньшего размера. В результате, дом стал постепенно наклоняться на юг, в сторону ручья. Чтобы спасти дом, сначала с южного фасада его подпёрли тремя колоннами. В середине XVII века деревянную южную стену заменили на каменную. Около 1800 года северная стена тоже стала каменной. В конце XIX века под деревянными колоннами с южной стороны дома появились бетонные основания. Однако дом всё больше наклонялся на юг. На фото мы видим галерею над водой, построенную в конце XIX века для упрочнения конструкции, а также для возможности швартовки лодок. Фасад галереи как раз прикрывает подпорные колонны.

Последние реставрационные работы проводились в доме в 1994-1995 годах. Тогда был укреплён фундамент и проведены некие непонятные мне инженерные работы по перераспределению нагрузок с тем, чтобы максимально нагруженной была северная часть фундамента. Кроме того, были восстановлены деревянные элементы отделки дома. Сейчас в доме располагается одноименный Hotel «Schiefes Haus» Ulm.

Ну а нам осталось выйти на набережную Дуная и пройтись по сохранившейся части крепостной стены.

 

Время на осмотр города подходит к концу, надо садиться в машину и ехать в аэропорт Мюнхена, откуда самолёт с серебристым крылом авиакомпании Lufthansa повезёт нас обратно в Москву. Но перед отлётом мы традиционно выпьем пива местной (аэропортовой) крафтовой пивоварни Airbräu.

Программа празднования ДР завершена. До свидания, Австрийский Селигер, пока, Германия, до новых встреч!

Прежде чем завершить свой рассказ, я, как и обещал, поделюсь своими впечатлениями об этом автомобиле. Мне выдали дизельный автомобиль с 7-местным салоном в комплектации D5 Inscription с 2-литровым турбодизелем мощностью 235 л/с. По результатам проведенного тест-драйва показания одометра увеличились с 724 до 1443 км. За 719 км я составил достаточно полное представление об автомобиле.

Внешне машина выглядит красиво и гармонично, может, кому-то она и не нравится, кто-то предпочтёт что-то другое – но это уже вопрос не вкуса, а именно предпочтений. Повторюсь, всё строго и стильно. По качеству отделки салона никаких вопросов не возникает, никаких скрипов и барабашек замечено не было.

Третий ряд сидений (комплектация, заказываемая в РФ редко) – вполне себе функционален. Люди с ростом 172 будут там чувствовать себя нормально при не особо длительных поездках. Вот только залезать туда и вылезать – акробатика та ещё. Как я понял, чтобы комфортно пользоваться 3-м рядом сидений, желательно заказать дополнительные сопла кондиционера-обогревателя для третьего ряда. У нас таких не было и когда мы вшестером загрузились в пропечённую на солнце машину, на третьем ряду было жарковато – кондиционер не справлялся. При 4-местном использовании комфорт всех пассажиров находится на высочайшем уровне, места - полно, сидеть удобно.

Теперь об эргономике водительского места. Сидение с регулируемой длиной подушки великолепно! К обзорности претензий никаких. В принципе, всё удобно и логично за одним небольшим исключением. Я привык ездить по трассе, положив локоть левой руки на дверной подоконник. Понятно, что если нужно активно выруливать, то с подоконника локоть снимаешь и держишь руль классически. Но при езде по трассе такая слегка расслабленная поза очень удобна. Практически во всех автомобилях, на которых я ездил, такая посадка возможна, в том числе и на младшем брате XC90 – Volvo XC60. «Бегемотик» XC90 заметно шире и мой локоть до двери не достаёт. Может, это и мелочь, но при дальних поездках такая посадка вызывает лично у меня повышенную усталость.

Мощности двигателя и расторопности коробки вполне хватает для авто весом в 2 тонны. С четырьмя людьми и их чемоданами на борту автомобиль прекрасно ускорялся, даже со 120 км/ч, комфортная скорость на автобане - 160 км/ч по GPS. В городах я тоже не чувствовал себя обделенным динамикой и не понимал, чего не хватало Авторевюшникам, когда они примеряли на себя этот автомобиль.

По насыщенности электроникой XC90 на текущий момент самый продвинутый после Теслы автомобиль. Интерьер салона группируется вокруг большого дисплея, с которого делается практически всё, от управления настройками автомобиля и навигации до регулировок параметров климат-контроля. Экран напоминает планшет – страницы листаются вверх-вниз и вправо-влево. Непривычно, но привыкаешь быстро.

Автомобиль имеет несколько предустановок «Drive Mode», управляющих амортизаторами, тормозами и двигателем. Но лучше создать собственную «кастомную» настройку. При этом «двигатель» стоит сделать «спортивным» - тогда реакция на педаль газа будет гораздо более адекватной, в настройке тормозов я особой разницы не почувствовал, а настройку амортизаторов стоит выбрать исходя из дороги под колёсами. В Германии и Австрии установка их в самый жесткий режим не приводила к дискомфорту, а на разбитых дорогах, наверное, лучше выбрать более комфортную установку. Кстати, режим выключения-включения двигателя при остановке и последующем старте с места можно навсегда отключить только в кастомном пресете, в остальных же придется это делать в начале каждой поездки.

По извилистым горным дорожкам «бегемотик» едет понятно и предсказуемо, какой-то особой валкости нет, никаких неудобств и дискомфорта не возникает. Впрочем, это Volvo, поэтому получить дозу адреналина от прохождения поворотов боком, как на каком-нибудь Audi RS вы тоже не сможете.

Электронные опции и помощники – это реальный прорыв. Это то, что отличает автомобили дня сегодняшего и вчерашнего. Не все из них, правда, полезны. Так, например, функцию предупреждения о чрезмерном сближении, которая зажигает красные точки огоньков проекционного дисплея на лобовом стекле перед водителем, я выключил сразу. Ибо при обычной манере езды и стандартных дистанциях до автомобиля спереди она постоянно ругается на то, что дистанция слишком мала. Ладно бы один я держал такую дистанцию – нет, я ничем не выделялся на дороге среди немцев и австрияков. BLISS – система предупреждения о наличии автомобиля в слепой зоне – работает отлично. Больше всего я проникся адаптивным круиз-контролем, умеющим снижать скорость при приближении к впереди идущему автомобилю. Это просто сказка! Выставляешь себе на круизе скорость и едешь, догнал кого-то – скорость снижается, этот кто-то ушел в правый ряд – ты опять разгоняешься до установленной скорости. Адаптивный круиз-контроль настолько облегчает езду на дальние расстояния, что следующая моя машина будет только с этой опцией! Понравилась и система, помогающая выехать задом с парковки – она подскажет, не едет ли какой автомобиль сзади вне зоны видимости. И если на парковках скорости невелики и едущий где-то там вдоль рядов сзади всегда может притормозить и выпустить тебя, то при выезде задним ходом на дорогу эта система очень помогает.

Чего я не понял, так это системы, поддерживающей автомобиль в рамках полосы и вечно пытающейся довернуть руль в ту или иную сторону. Водителю приходится с ней постоянно бороться. К примеру, дорога плавно поворачивает. Водитель прекрасно понимает, на какой угол нужно повернуть руль, чтобы автомобиль правильно прописал траекторию. Но у электроники на этот предмет взгляд абсолютно иной, она ориентируется по разметке и пытается сама крутить руль так, как считает правильным. А считает она это, мягко говоря, совсем не корректно, если дать ей волю, она будет постоянно подруливать влево-вправо. Вот эту опцию я бы сразу выключил. Да, она может быть полезна, если водитель переутомился и начинает засыпать на трассе, но уж слишком много сил отнимает у водителя борьба с ней при повседневной езде.

Функцию «помощь при парковке» я не тестировал. Говорят, с её помощью можно поставить автомобиль на такие места, куда сам даже не будешь и пытаться заехать. Очень порадовала система распознавания дорожных знаков. При обнаружении, например, знака ограничения скорости он отображается на дисплее перед водителем, а на электронном спидометре ограничение скорости отрисовывается красной засечкой. Вольво утверждает, что все знаки считываются камерами и распознаются, но у меня возникло подозрение, что данные об ограничениях берутся и из загруженных в навигатор карт. А вот распознаются ли знаки с электронных табло, установленных над автодорогами, я не понял. Также не было возможности проверить, что решит электроника, если перед нами окажется автобус или грузовик с нарисованными на заднем борту знаками ограничения скорости.

Навигация. Говоря по правде, она меня разочаровала. Какие у неё плюсы? Ну, во-первых, она есть и как-то навигирует, что уже неплохо. Во-вторых, все манёвры показываются не только на большом центральном экране, но и дублируются на электронной приборной доске перед водителем. Теперь о её недостатках. Начнём с того, что некоторые дороги рядом с Мюнхенским аэропортом навигатор просто не знал. А дороги эти там построены не сегодня и не вчера. Пробочная навигация меня тоже не порадовала. Вероятно, она получает информацию по RDS-каналам в виде TMC-сообщений. А это медленная и устаревшая система. Из аэропорта Мюнхена при наличии серьезных пробок на МКАДе (A99) и стоящей в сторону Австрии A8 в Prien Am Chiemsee навигатор предлагал ехать через центр Мюнхена с последующим выруливанием на стоящую в пробках А8. Я порадовался, что взял с собой планшет с Sygic’ом (с подпиской на трафик), который предложил мне маршрут до Prien’а на 40 минут быстрее и провел до него без пробок практически напрямую по местным дорогам. Команды о манёврах Вольвовский навигатор отдаёт неадекватно, например, призывает уйти на полосу, с которой будет съезд, ещё до её фактического появления. Тот же Sygic делает это вовремя - ровно тогда, когда полоса появляется. Так что вольвовской навигации ставлю незачёт!

Уверен, что электронные системы будут совершенствоваться путём апдейтов по несколько раз в год. А вот что не изменится, так это габариты автомобиля. Его «бегемотистый» размер имеет как очевидные преимущества – простор, комфорт, место для багажа, так и настолько же очевидные недостатки. К примеру - парковка. Находите вы на парковке свободное место, заруливаете на него задом, становясь задним бампером как можно ближе к стене. Вроде всё нормально, вписались, нос машины не торчит, можно выходить. Я тоже так думал, пока не понял, что дверь отрыть некуда – открыв её так, чтобы почти касаться стоящей слева машины, вы получите щель сантиметров 25. Если переставить машину немного правее, тогда водитель машины справа не сможет сесть в свой автомобиль. Что остаётся? Или искать какие-то более широкие парковочные места, или заезжать на крытых парковках на те места, где слева стоит колонна, причем заезжать передом (колонна обычно расположена ближе к проезду), тогда водительская дверь откроется перед колонной, и вы сможете выйти.

Резюмирую: XC90 прекрасный автомобиль – красивый, эстетичный, комфортный, достаточно резвый, экономичный и безопасный. И даже несмотря на его бегемотистость, я бы с удовольствием на нём ездил. Даже в тесной старушке-Европе.

Трудно сделать какие-то свежие выводы после уже четвёртого проведённого в таком формате дня рождения. Выезд на несколько дней с друзьями на красивые озёра Австрии – то событие, которого все его участники весь год ждут с нетерпением. Уже в сентябре мне начинают задавать вопросы: «Ну что, куда на твой ДР полетим – ты уже решил? Ты скажи, а то вдруг мы не успеем…». Такая вылазка – великолепная возможность хоть на короткое время сменить душную трудовую обстановку Москвы на прекрасные озёрные панорамы, погулять по горам, подышать чистым воздухом и насладиться творением Её Величества Природы при должном уровне комфорта.

Если вы хотите устроить себе и друзьям праздник, я настоятельно рекомендую не собирать всех знакомых в каком-нибудь дорогом и пафосном ресторане в Москве, а собраться и совершить подобный выезд с самыми близкими друзьями. Поверьте, все будут в восторге. Кстати, все места, описанные мной в рассказах о днях рождения на Австрийском Селигере, прекрасно подходят и для проведения красивой свадьбы. Если ты, читатель, вдруг соберешься сочетаться узами брака, присмотрись повнимательнее к описанным мной локациям. Или спроси меня – я подкину еще несколько хороших идей.

Формат отдыха «Австрийский Селигер» в очередной раз подтвердил свою жизнеспособность. И несмотря на то, что выезды в Европу уже зачастую воспринимаются, как выезды на дачу, от этого они не становятся ни капельки хуже. Я в очередной раз призываю всех, кому не чужды понятия красоты и гармонии, проводить свои праздники в красивых и интересных местах. Поверьте, вспоминать меня добрыми словами вы будете потом всю жизнь!

 

(С)Николай Баранов,
ноябрь 2016
Фотографии: Сергей Назаренко,
Видео: Владимир Елютин.