Точка №4. Rouen(Руан) |
«...Плавны, как пение
хора,
Полезные ссылки: Офис по туризму Нормандии, Сайт мэрии Руана, Офис по туризму Руана Если Вы не хотите искать на сайте офиса по туризму краткий путеводитель на русском языке с картой города, то можете взять его здесь. Выгодное расположение сделало город крупным торговым, религиозным и культурным центром. Во время 100-летней войны (кстати, все помнят, сколько она на самом деле длилась? подсказка: не 100 лет) Руан занимали англичане. Город тесно связан с именем Жанны д’Арк. Здесь ее держали в башне замка, которая сохранилась до сих пор, судили и сожгли на костре. Вкратце, сия невеселая и поучительная история, чрезвычайно схожая с современностью (в том же деле Платона Лебедева – Михаила Ходорковского при всем своем скептическом отношении к деятелям эпохи первоначального накопления капитала найдется почти 100% аналогия по методам и целям следствия, а также по квалификации и «независимости» судей), такова: после того, как Жанну взяли в плен, ее судили. Процесс длился 1 год и 1 день. Приговор огласили 24 мая 1431г., для чего на кладбище аббатства Сан-Оуэн соорудили два помоста – один для судей, второй – для подсудимой. Напомню, что Жанна была простой крестьянской девушкой. Так вот – против нее выступили 132 члена трибунала: кардинал, епископы, профессора теологии, монахи, священники и прочие настолько же «независимые» судьи. Прокурор перечислил преступные деяния, речи и помыслы подсудимой и нашел ее виновной по 70 статьям, начиная с того, что она была якобы колдуньей, идолопоклонницей, чародейкой и кончая осквернением святынь и заклинательницей злых духов. Отличие этого действия от процесса над Ходорковским только в том, что средневековым судьям стала понятна абсурдность обвинительного акта и для того, чтобы «костюмчик сидел», составили новое обвинительное заключение, в котором оставили главное: «голоса и видения», «обольщение короля» и «мужской костюм». Когда Жанне зачитали обвинение и предложили отречься, она трижды ответила отказом. Но потом, когда стали читать приговор, она отреклась и произнесла слова покаяния. Смертный приговор заключили вечным заключением. Инквизиционный процесс этим закончился и Жанну доставили в Буврейский замок. И тут Жанна поняла, что больше не слышит голосов.
Легенда гласит, что Жанне было 13 лет, когда она впервые услышала голос. Голос раздался в полдень и шел со стороны церкви. Позже она стала видеть божественное сияние и самых святых. Чаще всего ей являлись архангел Михаил, святые Екатерина и Маргарита. Когда Жанне исполнилось 17 лет, голос настойчиво стал наставлять ее на то, что ей надо идти во Францию, снять осаду с Орлеана и спасти короля. Девушка пыталась отвечать в том духе, что она простая крестьянка и ничего не смыслит в войне. Но голос дал четкие указания: надо идти в Вокулер к капитану Бодрикуру, который даст людей, которые пойдут за тобой. Так и произошло. И в дальнейшем, голос часто помогал ей в борьбе с англичанами. Так вот, после отречения Жанна в последний раз услышала голос, который сказал ей, что он жутко разочарован проявленной ею слабостью, и она предала его. Жанна впала в отчаяние. С другой стороны, инквизиторы тоже были чрезвычайно неудовлетворенны результатами процесса: им хотелось казнить еретичку. И если бы у осужденной случился рецидив ереси, то ее можно было бы сжечь. Одним из пунктов отречения было обязательство Жанны не надевать мужской костюм. Неудивительно, что как то раз в своей камере она нашла мужской костюм и, проклиная себя за совершенное предательство, одела его. Тут то и подоспели понятые, которые засвидетельствовали рецидив ереси. Судьба Жанны была решена – ее сожгли в Руане на площади старого рынка 30 мая 1431 года. Пепел и кости Жанны бросили в Сену. Через 25 лет после казни она была реабилитирована. А позже национальную героиню признали святой. Ну да хватит об актуальном, никого не удивишь российской судебной системой, которая настолько же честна, как девушка по вызову. Давайте о Руане поговорим. Зададимся вопросом: что отличает старую часть Руана от других Нормандских и Бретанских фахверковых городов? Ответ хоть и лежит практически на поверхности, но найти его не просто. Деревянные элементы фахверка и штукатурка между ними покрашены не только в черный, коричневый цвет и белый цвет, а наоборот, раскрашены практически во все цвета радуг: оранжевый, розовый, голубой, бордовый,... Бытует расхожее мнение о том, что Руан является колыбелью французской готики. Так это или нет, лично я проверить не могу, но Руанский собор занимает одно из первых мест в TOP-10 готических соборов, наряду с Шартрским, Амьенским, Реймсским, Страсбургским и, конечно же, Парижским собором Нотр-Дам. Кстати, помните такого импрессиониста - Клод Монэ его звали? У него в 1890х годах была серия из почти 30 картин с изображением Руанского собора (некоторые их них сейчас находятся в музее д’Орсэ). Он изучал игру света на фасаде здания и рисовал как отдельные детали, так и весь собор. Пора рассказать о том, что сейчас можно посмотреть в городе… Понятное дело, пройти мимо всемирно известного собора нельзя. Собор построен на месте небольшого романского храма 1062 г, уничтоженного пожаром 1200г. Тот собор, что мы сейчас видим, строился с 1201 по 1521г на щедрые пожертвования короля Англии Иоанна Безземельного, которые позволили заложить самый передовой по тому времени готический храм с широкими трансептами и огромными хорами. Первоначально галереи планировали разместить над аркадами, но технология строительства, отработанная на Шартрском соборе, лишила необходимости применять такое решение. Судьба собора была нелегкой: столетняя война, пожар 1514 года, злодеяния кальвинистов, ураган 1683, французская революция, поджог шпиля 1822 г, бомбардировки 1944г. Не буду рассказывать, как выглядит собор на картинах Монэ – у нас есть вполне адекватные его фотографии – смотрите и не забывайте, что в действительности все гораздо красивее.
Для поднятия интереса к собору сообщу, что в нем захоронено сердце Ричарда Львиное Сердце. Увидеть могилу можно только с экскурсией. От Собора идет главная пешеходная улица старого города – rue du Gross Horloge. Она проходит под замечательной аркой с воротами, на которой стоят средневековые большие часы с одной единственной стрелкой. А в самой арке – потрясающая лепнина.
Если идти чуть дальше, то выйдем к площади, где в 1431 г. сожгли Жанну д’Арк. Место, где был костер, отмечено высоким крестом. Рядом стоит современная церковь, носящая имя Жанны. Конструкция очень необычная – я не могу описать это, да и фото не дает адекватного представления о данном сооружении.
Рядом с церковью расположен рынок, с другой стороны площади - музей Жанны д'Арк. Сама площадь очень красива, особенно вечером, когда здесь не только столики многих ресторанов, где можно попить разного вина и пива, в том числе и полюбившегося мне Kriek’а, но и разноцветная подсветка.Здесь же, на площади, расположен старейший ресторан Франции - La Couronne, основанный в 1345 году. Из окон этого ресторана в 1431 году можно было наблюдать за сожжением Орлеанской Девы.
Аббатство и церковь Сен-Оуэн. Хочется избежать штампов, но не получается. Это образец совершенного готического стиля. На ее примере можно сделать наглядную иллюстрацию, описание готики. Итак… Готика – это продуманная силовая структура здания. Стены в качестве несущего элемента отсутствуют. Всю нагрузку на себя принимают арки и аркбутаны. Фундамент вынесен до тех точек, куда опираются аркбутаны. Получаем, легкий и прочный каркас из кирпича, поддерживающий кровлю. После чего в стенах прорезаем окна и получаем готический храм.
Церковь Сен Маклу (1437-1510) – еще один наглядный пример «пламенеющей» готики. Почему пламенеющей? Очень просто – из-за форм окон, которые напоминают языки пламени свечи. Рядом находится атриум Сен Маклу – очень необычное место. По узкому проходу попадаешь в квадратный двор , который окружен фахверковыми домами. Дома эти «украшены» орнаментом из перекрещенных костей, мрачно ухмыляющихся черепов, лопат и заступов (инструменты могильщиков), гробов, песочных часов, ведр и прочей настолько же «веселой» резьбой. Дело в том, что на кладбище в средние века хоронили жертв чумы. А «веселая» резьба лишь напоминает человеку о бренности его существования на этом свете.
Резюме: посетить Руан должен каждый.
Постскриптум. Гарика Мартиросяна я не буду приглашать на сцену, а сам скажу пару слов. В этой поездке у нас не было цели покататься по Нормандии и Бретани. Однако это отнюдь не значит, что это малоинтересные регионы Франции. А раз так, попробую дать несколько идей, куда вы можете направить свои стопы. Не факт, что упоминание этих мест вы найдете в имеющихся на русском языке путеводителях.
Приведу для примера несколько замков Нормандии: Chateaude Bosmelet, Chateau de Balleroy с музеем воздушных шаров, Chateau de Beaumesnil, Chateau de Gaillon, Chateau du Champ de Bataille, Manoir de Villers, Chateau de Miromesnil, Chateau de Vascoeuil, Chateau de Vendeuvre. Думаю, для того, чтобы заинтересовать тебя, читатель, этим регионом, ссылок достаточно. А дальше уже изучай самостоятельно региональные и городские сайты офисов по туризму Нормандии и Бретани.
|
baranovna@yandex.ru |