Долины Рейна и Мозеля. Путеводитель. Долина Мозеля. Koblenz-Cochem  
 

Winningen, Kobern-Gondorf, Schloss Liebieg, Schloss Gondorf, Alken, Hatzenport, Burg Bischofstein, Treis-Karden, Cochem

Winningen
Kobern-Gondorf
Schloss Liebieg
Schloss Gondorf (Schloss von der Leyen)
Alken
Hatzenport
Burg Bischofstein
Treis-Karden
Cochem

Планы на этот день у нас были, не побоюсь этого слова, грандиозными. Мы собирались проехать по Moselradweg’у до Neef’а (75,5км) или даже до Bullay (80км), погуляв днём по жемчужине долины Мозеля городку Cochem, фотографии которого нам безумно понравились. Вернуться же обратно мы планировали на поезде. Маршрут нам представлялся спокойно проезжаемым за день, даже несмотря на то, что остановки в городках по дороге и их фотографирование занимает изрядно времени. Реализовался ли наш план? Рассказываю…

Официальный Moselradweg пролегает то по левому, то по правому берегу Мозеля. На левый берег мы переезжаем по железнодорожному мосту у Koblenz-Güls. Radweg пролегает вдоль очень крутых склонов, на которых расположены те самые знаменитые мозельские виноградники. Как и на виноградниках долины Рейна, здесь тоже на подпорных стенках пишут название хозяйства. Повсюду проложены специальные трассы для вагонеток, с помощью которых наверх поднимают всякие необходимые вещи, а вниз спускают собранный виноград. Немцы – они везде немцы, здесь, на Мозеле, они тоже любят всяких нетипичных для этих мест животных, например, симпатяшек – альпак.

Полезные ссылки: официальный сайт города, Winningen на немецкой wikipedia

Это совсем небольшой по размеру, но крупный с точки зрения виноделия городок, расположен в 12 километрах от Кобленца. Наиболее интересные мозельские вина из числа тех, что мы пробовали, происходили именно отсюда. Я не могу гарантированно утверждать, что лучшие мозельские вина производят именно здесь. Факт заключается в том, что на наш, далёкий от немецкого, вкус здесь производят вполне неплохие вина.

Город Виннинген был впервые упомянут в документах в 865 г., с 1248 г он принадлежал графам фон Шпонхайм и в 1557 году стал единственным протестантским городом в округе. В 1584 году было завершено строительство городской стены, из шести ворот которой до нашего времени сохранились только одни – Хорнтор.

Виннинген – очень симпатичный городок, кругом милые фахверковые дома. Знаменит он тем, что в конце августа – начале сентября в нём проходит знаменитый Мозельский праздник Moselfest Winningen - самый старый праздник виноделов в Германии. На время его проведения улицы городка украшают знамёнами и гирляндами, избирают винную королеву фестиваля, на уличной сцене проходят веселые театрализованные представления на темы, связанные с праздником и вином.

Основные мероприятия праздника проходят на рыночной площади Marktplatz и на маленькой площади Weinhof (винный двор).

Масштаб проводимого праздника можно представить, посмотрев видео фейерверков по поводу его закрытия - такого масштаба пальбы в этом маленьком городке никак не ожидаешь.

 

А еще в Виннингине родился Август Хорх – основатель концерна Ауди.

Следующие 6 километров до деревушки Kobern-Gondorf велодорога идёт у подножья холмов, на которых террасами, иногда почти вертикальными, раскинулись нескончаемые виноградники, вдоль ветки железной дороги. На правом берегу Мозеля – городок Dieblich.

Dieblich Dieblich

Полезные ссылки: официальный сайт Kobern-Gondorf, Kobern-Gondorf на немецкой wikipedia

Расположенные над деревушкой руины замка Niederburg видны издалека. Построил его имперский рыцарь (Reichsritter) Gerlach I von Cobern-Isenburg. Имперский рыцарь – это достаточно странное звание. С одной стороны, они были непосредственными вассалами Императора Священной Римской империи, получившие от него в лен землю за военную службу. Но они не считались имперским сословием, так как не платили налогов, и, следовательно, не участвовали ни в рейхстаге, ни в советах имперских округов. Т.е., фактически, это были получившие признание воины, имевшие значение для формирования имперской армии, но не относящиеся к высшей знати. Их социальный статус соответствовал положению мелкопоместного дворянина. Почему я остановился и рассказал об этом звании? Потому, что вот такой рыцарь-дворянин без согласования с трирским архиепископом взял и построил в 1190 году укрепленный замок по последнему слову тогдашней фортификационной науки. Какому архиепископу понравится такое самоуправство на своей территории? Вот и Johann I, архиепископ трирский, не на шутку разозлился и осадил владение своего непокорного вассала в 1195 году. Выманив Герлаха фон Коберн-Исенбургского из замка хитростью, архиепископ лишил рыцаря имперского статуса, и предоставил замок в ленное (феодальное) владение. Т.е. собственность замка отошла к архиепископату, а рыцарь (помещик) мог пользоваться землей и замком при условии несения службы в пользу сеньора (епископа).

Замок был разрушен в 1688 году в ходе Пфальцской войны армией Людовика XIV.

1900 - Reproduction number: LC-DIG-ppmsca-00679 from Library of Congress Photographer: Klaus Graf

На центральной площади деревушки Marktplatz множество фахверковых домиков один другого краше. Уж насколько мы, бывалые путешественники, насмотрелись фахверка, на этой небольшой площади мы «зависли» минут на 15.
И хоть с Мозелем в массовом сознании ассоциируются легкие вина, красивые городки и старинные замки, тем не менее, это своевластная река, которая иногда приносит жителям неприятности. Я про наводнения – вот глядите, какая высота подтопления здесь бывает.

 

Полезные ссылки: о замке на странице Kobern-Gondorf, Schloss Liebieg на немецкой википедии.

Это замок в неороманском стиле на южной окраине деревушки Kobern-Gondorf’a. Первый замок на этом месте был построен в 1158-1160 годах рыцарем Engelbertus de Contrave. В течение столетий владельцы замка много раз менялись. В 1794-1795 годах он был разрушен французскими войсками. После войны в 1830 году торговец из Кобленца Simon Clemens приобрёл руины, отошедшие после его смерти к его сыну, Иоганну Петеру Клеменсу, который в 1859/1860 году по проекту кёльнского архитектора Vincent Statz’а перестроил его в неоготическом стиле. Дочь Иоганна Петера Клеменса, Анжелика, в 1879 году вышла замуж за богемского барона Теодора фон Либига (Theodor von Liebieg), благодаря чему замок стал собственностью семьи Liebieg и приобрел соответствующее имя. Либиги входили в число очень богатых семей Европы, им принадлежали предприятия химической промышленности, машиностроения, текстильные и фарфоровые фабрики. Либиги коллекционировали предметы искусства и были меценатами.

Анжелика любила археологию и коллекционировала предметы средневекового искусства. В парке замка в 1878-1890 годах было обнаружено более 1400 римских и германских захоронений с ценными находками. Вместе с произведениями декоративно-прикладного искусства, витражами и скульптурами XIII-XVIII веков они составили коллекцию замка. В XX веке дела у Либигов ухудшились, часть своей коллекции они продали в 1930 году музею Дармштадта, последняя часть коллекции была продана в 1972 году. Потом был продан и сам замок.

Новый владелец замка с начала 1990 годов использует его для проведения различных мероприятий и презентаций. Если вы хотите провести там своё мероприятие, посетите сайт компании Art & Event, владеющей замком.

Мы ехали по велодороге, которая проходит по старой Römerstraße и, поэтому не видели следующего замка. А жаль.

Полезные ссылки: о замке на сайте Kobern-Gondorf, Schloss von der Leyen на Mosel.de, Schloss von der Leyen на немецкой википедии

Это была единственная на Мозеле крепость с водными рубежами. Замок стоит на берегу Мозеля и ранее был окружен прорытыми канавами с водой. Построен в  XII веке и впервые упоминается в документах в 1272 году. В XIV-XVI веках достраивался и расширялся. Принадлежал дворянскому роду Leyen, бывшему в своё время самым могущественным на Мозеле, им принадлежало большинство виноградников.В XVIII веке Leyen получили княжеский титул. Из этого рода происходило несколько трирских и майнцских архиепископов.

В начале XIX века замок был перестроен в псевдоготическом стиле. В 1876 году при строительстве железной дороги Трир-Кобленц территория замка была разрезана путями на две части, и церковь, находившаяся на юго-западе земельного участка, была отделена. Но беда, как говорится, не приходит одна. Почти через 100 лет автодорогу Bundesstraße 416 проложили между Мозелем и железной дорогой, для чего снесли первый этаж замковых строений, устроив вместо него арку. Таким образом, автодорога проходит аккурат по внутреннему двору Schloss von der Leyen.

© Steffen Schmitz (Carschten) / Wikimedia Commons, via Wikimedia Commons photo Hans und Jeanny De Rond CC-by-sa 3.0/de Antoon Gadiot

А вот здесь можно посмотреть фото старых поездов, проезжающих рядом с замком.

Примерно 7 километров по Moselradweg’у, и на правом берегу вырисовывается городок Alken c расположенным над ним Burg Thurant. И хоть мы и не заезжали туда, а смотрели на них с противоположного берега, пару слов я скажу.

Полезные ссылки: официальный сайт города Alken, Burg Thurant, Burg Thurant на немецкой википедии.

Алькен – чрезвычайно живописный городок на Мозеле с большим числом дошедших до нашего времени памятников истории и архитектуры. Так, сохранившиеся части городской стены и несколько уцелевших башен датируются XIV веком. Над городком возвышается белая церковь романского стиля Sankt Michaels-Kapelle, если вы окажетесь в городке – посетите её, чтобы посмотреть росписи XIV-XVI веков. Кроме того, в Алькене, как и во многих других городках на Мозеле, множество фахверковых зданий с Weingut’ами внутри.

Над городом господствует мощная крепость Burg Thurant. Построена она пфальцским графом Генрихом, братом короля Отто VI, в 1197 году. Это прекрасный пример средневековых крепостных сооружений на Мозеле. Генрих принимал участие в крестовых походах и назвал сооружение в честь крепости Турон в Сирии, которую он безуспешно пытался взять штурмом. Burg Thurant, в свою очередь, была осаждена войсками кельнского и трирского курфюрстов (Алькен управлялся одновременно из Кёльна и Трира) в 1246-1248 годах. Её обстреливали с лежащей левее через ручей (если смотреть с Мозеля) горы Bleidenberg – защитники Burg Thurant были вынуждены сдаться. Архиепископы поделили крепость между собой и построили две главные башни и разделительную стену. Разрушенную французами крепость реконструировали в 1916 году. Посетить её стоит ради осмотра коллекции мебели, изделий ручной работы и снаряжения. Время работы указано на сайте крепости.

Эта уютная деревенька находится на левом берегу Мозеля и полностью обращена к солнцу. На природной террасе среди виноградников возвышается позднеготическая Pfarrkirche St. Johannes.

Полезные ссылки: официальный сайт, Burg Bischofstein на немецкой wikipedia.

Замок с белым кольцом на главной башне основан трирским архиепископом Арнольдом II между 1242 и 1259 годом. Следующее упоминание о замке относится к 1262 году в качестве резиденции трирского архидьякона Генриха фон Боландена (Heinrich von Bolanden). Он купил недостроенный замок и завершил его строительство за свой счет. 11.09.1273 Генрих фон Боланден дарит замок трирскому соборному капитулу с условием, что он будет предоставлен в его распоряжение до конца жизни, после чего должен будет передаваться в лен трирским должностным лицам.

При следующем владельце замка Hermann’е von Weilnau в 1303 году он был признан открытым для архиепископа, таким образом в случае войны замок должен был находиться в распоряжении архиепископа, несмотря на ленное владение. В 1329 году третий ленный владелец, архидьякон Генрих фон Пфаффендорф (Heinrich von Pfaffendorf) выпустил указ, согласно которому замок должен был оборонять переправу через Мозель и проходящий поблизости торговый путь. А вот принимать вассалов без разрешения архиепископа, а также терпеть в замке его противников запрещалось.

В последний раз замок был передан в ленное владение в 1501 году рейнскому пфальцграфу Фридриху (Friedrich Pfalzgraf bei Rhein).

Характерной отличительной чертой замка является белое кольцо примерно на половинной высоте сторожевой башни. О происхождении этого кольца существует несколько легенд. Согласно одной из них, на охраняемом замком торговом пути регулярно совершались нападения разбойников на торговцев. Чтобы положить этому конец, трирский архиепископ разрешил соорудить на башне белое кольцо, каждый из пойманных грабителей должен был быть повешен на этом кольце в назидание другим, чтобы неповадно было. Вторая легенда гласит, что некогда случилось мощнейшее наводнение, и вода в Мозеле поднялась именно до этого уровня. Еще одна легенда утверждает, что трирский архиепископ помог владельцу замка в одной непростой ситуации. В благодарность за это сеньор соорудил на башне белое кольцо на уровне воды Мозеля в Трире.

Крепость была разрушена в 1689 французскими войсками, и восстановлена в XX веке. Сейчас в ней располагается лагерь для школьников с возможностью проживания и обучения. Ниже крепости над рекой стоит капелла Unterbischofstein.  

Foto: Martin Ritters By Wolkenkratzer (Own work) [CC BY-SA 4.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0)], via Wikimedia Commons

 

На правом берегу Мозеля напротив городка Muden находится прекрасный магазин-коптильня, в котором можно купить выращиваемые в близлежащем хозяйстве форельки и угря в свежем и копчёном виде. Почему-то в таких случаях мне хочется передать российскому Селигеру горячий и пламенный привет!

 

Полезные ссылки: сайт Трайс-Карден, туристический офис Трайс-Карден, Трайс-Карден на немецкой википедии. Город объединяет два городка: находящийся на правом берегу Мозеля Трайс и Карден – на левом.

Крепости Burg Treis и Burg Wildburg когда-то охраняли подходы с долин ручьёв Дюнн и Флаум на правом берегу Мозеля. От крепости Treis XI века до нас дошли лишь руины. Burg Wildburg сохранилась, она находится в частной собственности.

В панораме Кардена, расположившегося на левом берегу, доминирует Stiftskirche St. Castor. Около 350 года Кастор, священник из французской Аквитании, с тремя товарищами основал христианскую общину. Церковь Святого Кастора, т.н. Карденский собор, известен благодаря удачному сочетанию романских и раннеготических элементов. Вокруг церкви находятся частично дошедшие до нас в первоначальном виде монастырские строения: позднеготический дом настоятеля, романский дом и бывшая школа, в которой до основания трирского университета готовили священников.

Полезные ссылки: официальный сайт города, Reichsburg Cochem, Ferienland Cochem, Cochemer Sesselbahn, основные достопримечательности Кохема, Кохем на немецкой википедии, план города с указанием достопримечательностей в формате PDF.

Как я уже упоминал во вступлении, мозельский ландшафт считается одним из самых романтичных в Германии. Сегодня город Кохем, расположенный в центре этого ландшафта – абсолютное воплощение романтического города, сюда приезжает великое множество туристов. Это единственный город Германии, в котором мы увидели вывешенные на площади рядом с турофисом списки отелей, квартир и апартаментов. На стенах турофиса висят телефонные трубки, сняв которые, можно переговорить с тем или иным объектом размещения. Рядом с турофисом толпится огромное количество понаехавших туристов, пытающихся хоть как-то здесь разместиться и остановиться. Абсолютное безумие!

Немножко о городе. Как и в большинстве других городов Мозеля, здесь когда-то жили кельты, затем римляне. Впервые Кохем упомянут в документах в 866 году, тогда местечко носило название «Кохума».

Город в средние века был укреплен, строительство городской крепости началось в XI веке. В 1294 году она переходит в подчинение Триру и перестраивается курфюрстом Балдуином. Остатки крепостной стены и некоторые башни сохранились – среди них Enderttor-Turm, Balduinstor, Burgfrieden-Tor.

By Peter Thönnes (Own work (Original text: eigene Fotografie)) [CC BY-SA 2.0 de (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0/de/deed.en)], via Wikimedia Commons By CTHOE (Own work) [CC BY-SA 3.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)], via Wikimedia Commons By Peter Thönnes (Own work (Original text: eigene Fotografie)) [CC BY-SA 2.0 de (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0/de/deed.en)], via Wikimedia Commons

Первое, что видит приезжающий в город турист, - роскошная набережная Moselpromenade с многочисленными отелями, ресторанами и weingut’ами. Вид на Moselpromenade с доминирующей над городом крепостью Reichsburg – визитная карточка города.

В средние века город был крупным таможенным и административным пунктом региона. Как собирать пошлину с проплывающих по Мозелю кораблей? Очень просто, достаточно было цепью перегородить реку.

В центре старого города расположена рыночная площадь Marktplatz, её доминантой являются барочная ратуша и виднеющаяся за ней башня церкви Святого Мартина. Ратуша была построена в 1620 году и служила курфюрстским управлением, барочный вид она приняла в 1749 году.

By Vincent van Zeijst (Own work) [CC BY-SA 3.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)], via Wikimedia Commons By Sjokolade (Own work) [CC BY-SA 3.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)], via Wikimedia Commons By Vincent van Zeijst (Own work) [CC BY-SA 3.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)], via Wikimedia Commons By WikiCraft (Own work) [CC BY-SA 3.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)], via Wikimedia Commons

В Кохеме, как и других городах и деревнях на Мозеле, гордятся производимыми в окрестных хозяйствах винами. Вайнгуты, винные бары и рестораны здесь на каждом шагу. Не поддаться обаянию виноделов и виноторговцев и остаться трезвым может только человек с железной волей. Впрочем, мне такое мужество кажется просто глупым. Ведь где, как не здесь, дегустировать мозельские вина, среди которых при везении можно встретить вполне достойные?!

Даже те здания города, которые официально не являются достопричательностями, производят впечатление на туриста. Вот, к примеру, Bahnhof, жилой дом неподалёку, мост через Мозель Skagerak-Brücke и церовь St Remaclus рядом с ним.

Кроме очаровательной набережной и Альтштадта с остатками крепостных сооружений, одной из главных достопримечательностей города является крепость Reichsburg, построенная около 1000 года в качестве крепости пфальцских графов. Крепость развивалась вместе с городом, который стал важным экономическим, таможенным и административным пунктом. В 1689 году французская армия захватила и сожгла город, а также взорвала крепость. После этих событий город постепенно восстанавливался, крепость же лежала в руинах. И только через почти 200 лет началось её восстановление.

© Steffen Schmitz (Carschten) / Wikimedia Commons, via Wikimedia Commons

Во время работы над проектом строительства железной дороги вдоль Мозеля от Метца до Кобленца в Кохеме оказывается берлинский торговец Louis Fréderic Jacques Ravené. Он влюбляется в романтичные развалины и вместе с известным немецким архитектором Германом Энде (Hermann Ende) подает в 1867 году в прусское управление государственных земель заявление на покупку руин замка с целью его восстановления. Через год, в 1868 году, кайзер Вильгельм I утвердил продажу руин замка за символические 300 талеров при соблюдении следующих условий:

1. Максимальное сохранение существующих руин, научная реставрация с сохранением вида, запечатлённого на медной гравюре начала XIX века
2. Согласование проекта реконструкции в министерстве науки и культуры
3. Разрешение частичного доступа в замок
4. Предоставление государству права преимущественного выкупа.

Первый этап строительства начался в июне 1868 года под руководством Германа Энде – был расчищен мусор, укреплен фундамент и стены. Второй этап строительства начался в 1871 году под руководством архитектора Юлиуса Рашдорффа (Julius Carl Raschdorff), работавшего до этого в Кёльне и завоевавшего там великолепную репутацию.

Внешний вид замка был сохранён в соответствии с условиями покупки. Сохранилась архитектурная книга эскизов. Планирование интерьеров лежало на Рашдорффе, эскизы интерьеров не сохранились. Интерьерные работы были поручены профессору Эрнсту Эвальду (Ernst Ewald) из Берлина. Он выполнял роспись потолков, внутренних и внешних стен, а также работы по дереву вместе со своим помощником по фамилии Göthe и кёльнским художником Мюнстером (Münster).

Заказчик строительства наполнил крепость впечатляющими коллекциями эпохи Ренессанс и лучшими художественными изделиями своего времени.

В 1877 году торжественным банкетом в рыцарском зале замка было отпраздновано одновременно как его открытие, так и открытие железнодорожного туннеля имени императора Вильгельма. В праздновании приняли участие высокопоставленные гости.

В 1942 году потомок Луи Равене Louis Auguste Ravené был вынужден продать замок прусскому министерству юстиции. После Второй Мировой войны в 1947 году замок был передан в собственность федеральной земли Рейнланд-Пфальц. В 1978 году его приобрёл город Кохем, которому он принадлежит и по сей день. В память о Луи Равене одна из улиц Кохема называется Ravenestraße.

Я жалею, что у нас не получилось посетить Reichsburg и настоятельно советую сделать это вам. Так же рекомендую к прочтению статью DW Замок под нотки рислинга.

Четвертая достопримечательность города – вид на него и на Reichsburg с холма, куда вы можете подняться на канатной дороге Cochemer Sesselbahn.

Schaengel at the German language Wikipedia [GFDL (http://www.gnu.org/copyleft/fdl.html) or CC-BY-SA-3.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/)], via Wikimedia Commons

Ну и в заключение, пятая, не особо известная достопримечательность - секретный бункер Бундесбанка Bundesbank-Bunker.

Панораму долины Мозеля с Reichsburg’а фотографировали миллионы туристов, не подозревая, что на противоположном правом берегу - на Brauselaystraße 5 – находился один из самых секретных западногерманских бункеров времен холодной войны, в котором почти 25 лет тайно хранили 15 миллиардов марок наличными специальной серии Бундесбанка. Эта была резервная валюта на случай вооруженного конфликта с Советским Союзом. Банкноты были уничтожены в 1988 году, сохранились только образцы в архиве Бундесбанка. Банкноты секретной серии были похожи на марки, находящиеся в обращении, но отличались от них деталями – цветом, пропорциями, оформлением. Тогда, в 1960х годах, противостояние двух систем едва не вылилось в вооруженную стадию – вспомним Карибский кризис 1962 года. Власти ФРГ опасались, что СССР помимо ядерного оружия может применить и экономические диверсии, например, наводнить страну фальшивыми деньгами. Резервная валюта была подготовлена Бундесбанком как раз на такой случай. Подробный фоторепортаж о бункере и его истории – в материале DW. Забронировать посещение этого интересного объекта можно через его сайт.

Помните, в начале рассказа я говорил о том, что план на сегодняшний день заключался в велопрогулке вдоль Мозеля от Кобленца до Neef’а (75,5км) или даже до Bullay (80км) с подробным осмотром Кохема. Однако мы не только не доехали до запланированной точки завершения маршрута, мы не успели даже вдумчиво погулять по Кохему. После дегустации бутылочки достойного мозельского Elbling’а под лёгкую закуску и Flammkuchen (местный вариант пиццы на тонком тесте) с лисичками в винном отеле-ресторане Beim Weinbauer, часы показывали 17:20, если мы хотели оказаться в Кобленце в какое-то разумное время и не упустить ужин, нужно было садиться на поезд прямо здесь, в Кохеме.

Почему так получилось, если мы проехали всего около 55 километров по почти плоскачу? Нет, мы не поздно проснулись, и не останавливались на многочасовые любования пейзажами. Особенность езды по долинам Рейна и Мозеля в той части, где реки проточили себе глубокое русло в горных плато, заключается в том, что долины рек представляют собой аэродинамическую трубу, где почти всегда дует сильный ветер. Какой? Разумеется, по закону подлости, он почти всегда встречный. Ощущение такое, что ты сидишь на велотренажере, а тебе включили режим торможения и приходится напрягаться и вкручивать, скорость движения при этом редко превышает 15 км/ч. Случалось и так, что, когда мы ехали вдоль реки сначала туда, потом - обратно, ветер при нашем развороте менял свое направление и снова дул нам в морду. Чем это объяснить, я, честно говоря, не знаю. Просто учтите, что сильный «мордняк» в тех местах отнюдь не является исключением. В результате, пока с остановками на фотографирование мы докрутили до Cochem’а, времени было уже много, а мы к тому моменту уже изрядно вымотались.

Вдоль Мозеля ходят два вида поездов. Первый – RB (RegionalBahn) идёт от Кохема до HBF Koblenz со всеми 14-тью остановками примерно 55 минут, второй – RE (Regional-Express) – проходит этот же маршрут с 3 остановками за 36 минут. Мы поехали в Кобленц на RB. Вот как выглядит местный поезд внутри.

Сидя в поезде и предвкушая вкусный ужин, приятно смотреть, как за окном проносятся те места, где мы несколько часов назад вкручивали против ветра.

Вернувшись в Кобленц и переодевшись, мы отравились на ужин в ресторанчик, находящийся на набережной Рейна рядом с Немецким углом, Winninger Weinstuben, где можно найти вполне достойные сухие вина (ресторан сотрудничает с винными хозяйствами из города Winninger, через который мы сегодня проезжали). Краткая видеозарисовка в дополнение к фотографиям.

 

Велоитоги дня: великолепная велопрогулка от Кобленца до Кохема по Мозелю протяжённостью 55 км Трек поездки на GPSies и в формате GPX.