27.09.2003 - музей паровозов (Переславль-Залесский), Борисоглебск, Ростов Великий  
 

Поездки куда-нибудь - это всегда хорошо. Даже несмотря на то, что находимся мы в России, а не во Франции, Италии или любой другой стране Европы. Однако всегда мучительно встает вопрос "а куда бы съездить, что бы такого посмотреть, чего не видел, не уезжая далеко от Москвы". Первоначальная идея была просто съездить в музей Паровозов, о котором давно и достаточно много читал на официальном сайте музея - www.kukushka.ru). А так как славный город Переславль-Залесский исхожен всеми нами вдоль и поперек, то остаток дня решили провести как пойдет, включив в программу-максимум еще Ростов и Борисоглебск. Тот факт, что конец сентября - это золотая осень, да и погода стояла замечательная, заставило нас пораньше встать, позавтракать и выехать из Москвы с тем, чтобы захватить большую часть светового дня.

Описание нашей поездки ни в коем случае не претендует на то чтобы быть путеводителем ли каким-то исследованием. Оно лишь отражает личные впечатления от хорошо проведенного дня. Прилагаемый фотографии помогут сориентироваться и понять, хотите вы увидеть то, что видели мы, или не очень-то вам оно и интересно. Итак, поехали...

Переславль-Залесский

Не буду рассказывать о дороге - от Москвы до Переславля примерно 120км. Сам город (для того, кто там не был) требует обязательного и отдельного изучения - в городе 4 или 5 монастырей, а так же Спасо-Преображенский собор, построенный еще при Юрие Долгоруком в 1152-1157 году. Поэтому на осмотр города стоит потратить по крайней мере полдня. 

При въезде в город со стороны Москвы слева (за метров 200 до поворота на музей Ботик Петра Первого) находится Горицкий монастырь. Всю информацию о нем можно найти в путеводителях по Золотому Кольцу. Поэтому не буду пересказывать их содержание, скажу кратко. Свое название монастырь получил по причине расположения на возвышенности у края откоса. Основан в первой половине XVI века при Иване Калите. Приложенные ниже фотографии не претендуют на полноту обзора монастыря (так как видели все мы его не единожды, фотографировать все, что можно, нам было малоинтересно), однако первое представление составить по ним можно.

 

      надгробие  Кто бы объяснил, что это...  Вид на монастырь при подъезде  Вид на монастырь с дороги к Ботику Петра 

 

Музей Чайника

Дорога наша лежала в паровозный музей (поворот налево на Ботик Петра и далее) мимо широко разрекламированного музея чайника. На самом деле это оказался отнюдь не музей, а скорее что-то вроде антикварной лавки, владельцы которой собирают всяческие домашние старости, моют их, начищают и продают туристам. Причем, как я понял, в основном, иностранным, которые падки до russian exotic, но уже устали от матрешек. Несмотря на то, что все т.н. "экспонаты" вместе смотрятся весьма забавно, однако покупать что-то из них желания не возникло. Войдя в дом, мы почувствовали ни с чем не сравнимый запах растопленной печки - это ароматное "сопровождение" создает особое настроение при осмотре "экспонатво". Общее ощущение от этого "музея" можно выразить словами "забавно, но все же как-то слишком лубочно". Однако, если данная бизнес-идея окупается, честь и хвала тому, кто ее задумал и довел до реализации. У данного музея в Переславле есть побратим (или конкурент?) - музей утюга - в него мы не заезжали.

 

Музей чайника    надписи, фенечки    "экспозиция"  "экспозиция"  "экспозиция"  "экспозиция"  "экспозиция"  "экспозиция" и sales manager  соседняя комната: уже не чайники, а другие раритеты 

Потратив минут 15 на осмотр экспозиции мы двинулись дальше. Дорога в музей паровозов лежит через красивейший заповедный сосновый лес.

 

Музей паровозов

Я ожидал увидеть достаточно типичный музей, в котором находятся образцы железнодорожной техники - ну нечто вроде Политехнического музея. Однако... Для того, кто не был, скажу, что, во-первых, это не просто музей железнодорожной техники, а скорее музей разной старой техники - достаточно большой объем занимают автомобильный транспорт. Во-вторых, это как бы и не музей, а просто депо, в котором и рядом с которым на улице находятся много экспонатов. Точнее экспонатов в выставочном состоянии мало, большинство техники ожидает восстановления и находится в средне запущенном и сильно запущенном состоянии. Как я понимаю, денег у этого музея очень и очень мало, и когда до всей этой техники у его сотрудников дойдут руки, многие из нас уже будут нянчить внуков. А экземпляры есть интересные - от Ржавых паровозов, до первого советского трактора. Есть на что посмотреть и чему подивиться - одна автомашина ЗИМ на рельсах чего стоит.  Сотрудникам-энтузиастам, несущим такой нелегкий крест, надо ставить памятник при жизни. В общем, если Вы можете помочь материально, то опустите сколько не жалко в висящую на двери депо копилку.

В этот период в музее велись съемки какого-то фильма о войне - мы видели небольшие вороник от взрывов, простреленную канистру с немецкими опознавательными знаками, и прочие реквизиты времен войны. По этой причине поездки по железной дороге в вагончиках, прицепленных к паровозам, были отменены. Представляю, как это интересно - прокатиться в таком поезде по лесу и берегу Плещеева озера. Так как никто из нас не является специалистом в области железнодорожного транспорта, вы уж извините... не могу я в подписи к фотографиям указать как именно экспонат называется и какова его исторически-техническая ценность.

 

на подъезде к музею  экспонат  еще экспонат  и еще экспонат  и еще...  Советский трактор эпохи коллективизации  Трактор  Вообще-то это дрезина  А вот и немецкая бочка  Восстанавливаемый паровоз  Кабина паровоза - представь себя машинистом  Восстанавливаемый паровоз  А слабо таким ключом поработать?  Восстановленная техника  Восстановленные вагончики  Еще один восстановленный паровоз  Красив, зараза, да?  пассажирский вагон  Тот же вагон, вид снаружи  В очереди на реставрацию  Каждый может попереводить стрелки  Пушка времен 2 мировой  Дрезина - функционирует  Мухомор, просто мухомор в лесу около дороги

 

Борисоглебск

Борисоглебск находится примерно в 20 километрах от Ростова в направлении Углича. Борисоглебский монастырь не является так же сильно раскрученным, как его собратья в Переславле и Ростове Великом. Однако, от этого он не является менее интересным. Очень необычное сочетание - огромный монастырь-крепость, и вокруг него поселок типа "почти деревня". До середины XVI века большинство монастырей в России возникало в городах, однако со времени Преподобного Сергия Радонежского стала обычной практика, согласно которой монастыри стали строиться в дали от населенных пунктов, в лесной глуши. Так начиналась на Руси "новая монастырская жизнь".

Монастырь выглядит более чем внушительно - толщина стен более 3м, высота стен достигает 13.5м. Монастырь в том виде, как мы его видим, строился с XVI века - Борисоглебский собор датируется 1522- 1524 годом, Благовещенская церковь - 1524-1526, Звонница - 1680.

Внутри монастыря находились слободы - в них жили ремесленники, которые обслуживали нужды монастыря - поварская слобода, кузнечная, ладанная. После урезания Екатериной II монастырских земель, императрица подарила слободы своему фавориту -  графу Г. Орлову. После этого Борисоглебский монастырь стал постепенно приходить в упадок. 

К северной стене монастыря пристроены торговые ряды конца XIX века. 

Теперешнее состояние монастыря можно оценить примероно на "4", однако заехать и посмотреть его однозначно стоит.

 

Золотая осень  Северная стена монастыря  башня на углу северной и восточной стены  Надвратная церковь и торговые ряды  Надвратная церковь и водяные ворота  Северная стена и надвратная церковь  DSCN0081b.jpg  Вид из водяных ворот  Стена монатыря - вид изнутри    Надвратная церковь - вид изнутри  Звонница (1680)    Звонница (1680)  Звонница (1680)    Золотая осень в монастыре  Золотая осень в монастыре    Золотая осень в монастыре  Южная стена и ворота   

 

 

Ростов Великий

Пересказывать путеводитель я не буду - почитайте о городе самостоятельно. Упомяну лишь несколько фактов. Ростов Великий является самым древним городом Северо-Восточной Руси, первое упоминание о нем в летописи - в 862 году. Город находится на берегу озера Неро. Основная достопримечательность города - Кремль. Если монастыри XVI-XVII веков являются обычно серьезными крепостями, то ростовский Кремль - это парадная резиденция митрополита ростовского Ионы Сысоевича (пост митрополита Иона занимал с 1651 по 1691 год). Стены кремля не приспособлены к обороне - они декоративные и определчли границы митрополии.

Так как приехали мы в Ростов уже почти к закату, вход в кремль был уже закрыт. Однако садящееся солнце позволило сделать несколько красивых кадров.

Что касается самого города, то положа руку на сердце скажу, что на мой взгляд он не представляет чего-то особенного. Да, красивое озеро Неро - если будете в Ростове днем - прокатитесь на лодке и посмотрите на монастырь с воды. Кроме того, в городе расположены монастыри Рождества Богородицы, Спасо-Яковлевский монастырь, Аврамиев Монастырь. Туристическая инфраструктура весьма своеобразна - есть несколько кафе и ресторанчиков, однако в двух центральных кафе нам изготовили отвратный кофе. Почему в двух? Потому, что кофе хотелось. И выпив "бурду" в одном кафе, мы пошли в другое. Yадеялись. Однако и в другом, несмотря на приготовление кофе по-турецки, нам налили... ээээээээ... короче, назвать это нечто кофе, язык не поворачивается..

 

Кремль  Кремль  Кремль  Кремль  Кремль  Кремль  Кремль  Кремль  Кремль  Кремль  Кремль  Вид на Кремль со стороны озера Неро  Частный музей  Озеро Неро  Закат в Ростове  Тоговые ряды и вид на Кремль на закате

Красиво, понравились фотографии? Тогда оторвите свои зады от диванов и убедитесь самостоятельно, что в действительности все даже гораздо интереснее и красивее, чем на фотографиях.

 

Вместо эпилога

Вы думаете, мы поехали просто посмотреть на достопримечательности? Ошибаетесь - на самом деле мы кинули в багажник мангал, дрова, шашлык, купили вина и поехали пообедать на природе. А то, что мы еще чего-то и посмотрели - это так, совпадение. Не верите? Вот фотографии, красноречиво говорящие об истинной цели нашей поездки ;-)

 

Ваш покорный слуга  Ваш покорный слуга в задумчивости о судьбе России

 

 На главную страницу