Точка №49 – Marseille (Марсель)  
 

Полезные ссылки: официальный сайт города, официальный сайт офиса по туризму

Приезд в Марсель и поиск отеля
Taxi Marseille
Basilique Notre-Dame de la Garde
Ситуация с машиной
Краткий экскурс в историю города
Что посмотреть в Марселе
Немного о буайбесе

Я не сторонник фоновой музыки на страницах. Но про Марсель на мой взгляд лучше читать под музыку, такую чисто марсельскую музыку. Читатель, я настоятельно тебе рекомендую нажать сюда и под это читать раздел про Марсель.

Приезд в Марсель и поиск отеля

Итак, распрощавшись с Арлем, городом «Ронина», направились мы в Ниццу, конечную точку нашего путешествия. Но у нас оставалась одна свободная ночь. И не было никакого сомнения в том, где мы хотим ее провести. Конечно же в городе, который неразрывно связан с другим фильмом. Точнее даже тремя фильмами. Вы уже догадались... Да, речь идет о родном городе Бессоновской трилогии «Такси» - Марселе.Впрочем, пока я тут неторопливо отчет пописывал, старина Люк успел уже 4-й фильм снять... Мне б его плодовитость...

Мы уже были в Марселе в 2002 году, нас тогда поразил вечерний вид на город от храма, расположенного на самом верху, Notre Dame de la Garde. В этот раз у нас была с собой и неплохая цифровая техника, и штативы, и, самое главное, желание еще раз посмотреть на город сверху и поесть в старом порту буайбес – традиционную еду марсельских моряков.

От Арля до Марселя чуть меньше 100 км, которые мы проскочили очень быстро. С желанием снять отель где-то более-менее в центре города (в 2002м мы останавливались в Ибисе около вокзала Сент-Чарльз), мы выехали на одну из центральных магистралей города – Boulevard d’Athenes– и стали осматривать наличествующие отели.

Еще в прошлое наше посещение города у нас от него возникло очень странное ощущение. Знаете, как в американском кино показывают, когда вдоль улицы стоят, сидят на корточках или просто находятся нигеры в массовом количестве. Вот ровно это мы и увидели 3 года назад в Марселе. Назвать этот город «гетто» было тогда не корректно. В этот же раз у нас было полное ощущение, что мы оказались то ли в Гарлеме, то ли в самом центре Черкизовского рынка. Большая часть города – это полнейший гадюшник. Отели, которые смотрели ребята, пока я с включенной аварийкой ждал их в машине, были… ну как бы это сказать… слово «бомжатник» и даже прямые ассоциации с пьесой Горького "На Дне" не до конца передают их атмосферу: висящие клочья обоев, кучки чего-то неизвестного по углам, вызывающие желание так и оставить это неизвестным, хромоногие диваны о трёх ногах, двери в туалет, заботливо прислонённые к стене рядом, и персонал, не знающий слова "френд", но понимающий "амигос" . Обследовав огромное количество отелей, мы поняли, что найти здесь что-то в центре города, неподалеку от старого порта, практически нереально. Более-менее приличные отели заполнены полностью, места есть только в откровенных бомжатниках. После 3 часов поиска (как же на этот поиск жалко время тратить!) мы, наконец, нашли отель поблизости с новым портом. Надо ли говорить о том, что это был так себе отель. Но уж лучше такой, чем никакой.

Пока мы искали отель, с нами произошла забавная сцена. Стою я с аварийкой там, где остановка запрещена, а ребята обходят близлежащие отели. Метрах в 100 перед нами двое полицейских что-то выясняют у водителя машины. Ребята ходят минут 20 и подходят к машине одновременно с освободившимися полицейскими… Последние пытаются понять кто мы, откуда и почему, собственно говоря, нарушаем. Серега показывает на свой живот, говорит, что были проблемы и он буквально на 5 минут отходил в туалет. Полицейский смотрит на часы и произносит сакраментальную фразу «ну, положим, не 5, а 19… кстати, а куда вы направляетесь?».

Серега на экране компьютера нашел первый попавшийся отель, который был прямо по ходу нашего движения. Полицейские не поняли, что у нас компьютерная навигация, и долго объясняли нам, как к нему проехать. На их вопрос «поняли?» Серега зачем то тыкнул пальцем в экран и они стали объяснять нам это заново. Пришлось мне сказать, «ok, thank you very much!» и включив поворотник, быстро срулить от этих надоедливых полицейских.

Но сама ситуация показывает превосходство охарактеризованного мною как «почти гетто» города над якобы цивилизованной Москвой. В Москве бы иностранца в подобной ситуации не только не поняли бы (много вы видели ГАИшников, сносно общающихся на английском?), но и мгновенно развели бы на 100-200 евро.

Остановившись в отеле, нам надо было куда-то поставить машину. После заселения в отель мы попытались поставить машину в гараж, рекомендованный мужиком с ресепшена, но так его и не нашли. Где-то в районе указанного мужиком гаража мы нашли... гараж, но въезд туда был только по специальным магнитным (или чиповым?) карточкам. Мы позвонили в звонок, но к нам никто не вышел. Зато бегающие рядом маленькие 4-7 летние негритята оказались вполне доброжелательными: они даже не стали наставлять на нас стволы, просто на пальцах объяснили нам, что "есть карточка - вставляешь и ворота открываются. Нет карточки - нечего вставлять. А раз у вас нет карточки, то давайте уезжайте отсюда". Ну несколько раз нам повторять не пришлось. В результате мы поставили машину на подземную стоянку около старого порта, т.е. примерно в километре от отеля.

 

Taxi Marseille

В результате, пока мы нашли сначала отель, а потом парковку, стало смеркаться. А нам очень хотелось оказаться наверху у храма в самый правильный момент – на закате. Тащиться от отеля туда наверх пешком – это часа два. Выход один – такси. Зайдя в отель я прошу мужика на ресепшне вызвать нам такси. Мужик начинает объяснять, что номер такси такой то, а можно еще туда позвонить… Я не выдерживаю, и рявкаю ему буквально следующее: «Вы не поняли? Мне не нужен телефон, мне нужно такси! Быстро!». Мужик начинает соображать и буквально через 5 минут его вежливый, почти извиняющийся голос сообщает нам о том, что мы можем спускаться. Берем с собой несколько бутылок вина и сыр и спускаемся вниз.

На улице нас ждет старенький Мерседес в 124 кузове. Ну на таком фрицы в «Такси-1» банки грабили… Я весь в  предвкушении того, что сейчас, как в фильме, визжа покрышками и проходя повороты в управляемом заносе мы домчимся до смотровой площадки, сажусь в машину. Водитель – родной белый француз лет 55 ни слова не понимает по-английски. Произношу «Нотр Дам де ля Гард» и он кивает, понял, дескать, и со скоростью километров 30 в час при почти пустой дороге неторопливо так выруливает мимо нового порта на набережную и останавливается на светофоре.

Зажигается зеленый сигнал и…нет, не угадали, мы не срываемся с места, а медленно и печально на скорости 40-45 км/ч едем. Дорога достаточно длинная, со множеством светофоров и перекрестков на пути. И только через некоторое время я понимаю, что мы все светофоры проходим на зеленый, не тормозя и не ускоряясь. Это вам, извините, не Ленинский проспект в Москве, где зеленая волна настроена на 60 км/ч – поставил руль прямо и едешь себе. Здесь множество поворотов и перекрестков. И ни на одном из них мы не попали на красный сигнал. Вот только тогда я понял, в чем заключается настоящее мастерство таксиста – отнюдь не в том, чтобы сжечь побольше резины, бензина и тормозных колодок. Стоила поездка порядка 14 евро, когда я дал 20 и сказал, что сдачи не надо, таксист настолько расчувствовался, что предложил подождать нас, сколько бы мы тут не находились.

"Спасибо, не нужно",- сказали мы, продемонстрировав фотоаппарат, штатив, вино и сыр,- "мы здесь надолго". Таксист понимающе улыбнулся и уехал.

Basilique Notre-Dame de la Garde  Basilique Notre-Dame de la Garde  Basilique Notre-Dame de la Garde  Basilique Notre-Dame de la Garde  Basilique Notre-Dame de la Garde 

И вот мы на этом потрясающем месте. Именно здесь, в «Такси-3» друзья курили траву и остались до утра. Отмечу, что траву здесь курят не только в кино. На парковке было много машин, из одной негромко по российским меркам, по французским – громко – раздавалась какая-то амбиентная музыка, под которую времяпровождение наше было выше всяких похвал. Ну посудите сами: потрясающий вечерний вид на город, закат, вино, сыр, неторопливые разговоры, приглушенная спокойная музыка. Это стоило того, чтобы приехать в Марсель!

ночной Марсель  ночной Марсель  ночной Марсель  ночной Марсель  ночной Марсель  ночной Марсель  ночной Марсель  ночной Марсель  ночной Марсель  ночной Марсель  ночной Марсель

Проведя так часа два, мы решили двинуться в обратный путь. Дорога вниз к старому порту знакома нам еще с 2002 года. И вот мы внизу, у воды. Вечером это очень красивое место, свет фонарей отражается от воды и зрелище получается просто волшебным. Судите сами по фотографиям. Вокруг порта множество ресторанов. Но… как и в прошлый раз к 11 вечера все они оказались уже закрыты. Так что буайбес прошел мимо нас. Но мы не особо сильно расстроились, и обойдя вокруг порта и вдоволь нафотографировав, отправились спать в отель. Стоит ли говорить, что после столько хорошо проведенного дня мы спали, как убитые.

старый порт и Basilique Notre-Dame de la Garde  Basilique Notre-Dame de la Garde  rue La Canebiere  старый порт  старый порт, форт Сен-Николя  старый порт  старый порт

Утро следующего дня началось с завтрака и похода за машиной. Но перед этим, выглянув в окно отеля, выходящего во внутренний двор, мы увидели чрезвычайно колоритную картину. Самый близкие ассоциации - Неаполь.

   

В старом порту у нас получились неплохие кадры выпитых вчера бутылок вина на фоне мачт и форта, охраняющего старый порт.

  вид на Нотр-Дам де ля Гарде  форт Бас Сен-Николя      Серега

 

Basilique Notre-Dame de la Garde

Взяв машину и погрузив в нее свои вещи, мы поехали наверх, туда, где мы были вчера, чтобы посетить церковь, возвышающуюся над городом, базилику Нотр-Дам де ля Гард. Находится она на высоте 162 м, возведена в 1860 г. в неовизантийском стиле как базилика Богоматери-защитницы моряков, рыбаков и прочих путешественников. История базилики отсчитывается с XIII века, когда здесь была сооружена маленькая часовня. Позже, при Франциске I, на вершине холма был построен форт, а часовня была перестроена. И только в XIX веке холм этот у Министерства обороны выкупила церковь и была построена та базилика, которую мы видим сегодня. Ее колокольню венчает 10-метровая статуя Богоматери, считающейся покровительницей Марселя, а особенно моряков. Они называют ее Мать-заступница и в благодарность за спасенную жизнь и избавление от болезней приносят в дар ей макеты кораблей. Эти приношения происходят до сих пор и коллекция этих приношения потрясает не меньше, чем и интерьеры базилики. Так как мы себя считаем немножко путешественниками, то Богоматерь и наша покровительница тоже. Как только мы это осознали, нам сразу стало понятно, почему во всем Марселе нас больше всего привлекает именно это место. Кстати, внутри базилики на каком-то из нижних уровней есть кафе, где можно выпить ароматного кофе со вкусными булочками. Такой подход достоин всяческих похвал!

            Вид на Марсель и остров Иф                         

 

Ситуация с машиной

И вот, посетив базилику и запечатлев дневную панораму города, мы собираемся заехать в район старого порта и двигаться дальше. Серега увлеченно фотографирует отражения базилики в стекле задней двери нашей машины, не подозревая, что это последние фотографии нашей машины – Renault Espace. Спускаясь вниз по узким и крутым улицам на одной из них мы упираемся в огромный туристический автобус, который несмотря на знаки, запрещающие движение грузового транспорта по rue Fort-du-Sanctuaire, пытается данным путем добраться до вершины горы. Говорить о том, что улица очень узка и заставлена автомашинами, думаю излишне. Чтобы разъехаться, нужно пятиться или автобусу вниз, или мне наверх. Автобус не может дать назад, и это приходится делать мне. Чтобы разъехаться на счет идут буквально миллиметры и прохожие с интересом наблюдают, чем это кончится. А кончилось это тем, что мне удается отъехав метров 50 задним ходом (не только мне, но и всем машинам, которые были сзади меня) разъехаться с автобусом на очередном повороте с запасом пространства около 5 миллиметров. Жертвой этих маневров пало сцепление. Оно явно было подпалено до меня, и тут не выдержало. В результате, все что я смог сделать после разъезда с автобусом, это скатиться со множеством поворотов на гораздо более широкий Boulevard Vauban и остановится в первом попавшемся месте, где бы меня смог объехать транспорт.

последние кадры с нашим Эспасом  последние кадры с нашим Эспасом  последние кадры с нашим Эспасом

Почему я так уверенно говорю названия улиц? Спасибо Microsoft Autoroute2005, который позволял сохранять треки поездки. Ну а дальше все просто: звонок на хотлайн в Херц, объяснение, что у нас с машиной "кирдык", называние адреса нашего местоположения и ожидание эвакуатора.

Надо отдать должно Hertz’у: то ли благодаря наличию у меня золотой карты Hertz#1 Club Gold, то ли просто по какому-то из внутреннему циркуляру, они зачем-то попытались найти у себя человека, который бы говорил по-русски. Это, конечно, было приятно, но попытки объясниться с этим человеком убедили нас, что наш английский на два порядка лучше его русского, и все дальнейшие переговоры велись на английском. Минут через 30 подъехал эвакуатор, водитель эвакуатора, техник по совместительству, понюхав машину, констатировал смерть сцепления. Ну мы это знали и без него. Он затянул машину на эвакуатор и предложил одному или двоим проехать с ним в кабине, а остальным подождать. Поехали с ним мы с Серегой, направив оставшихся троих членов нашего экипажа гулять и наслаждаться видами города, и пообещав им позже позвонить и прояснить ситуацию.

Мужик, водитель эвакуатора, был чрезвычайно компанейским и обаятельным человеком, внешне он даже чем то напоминал Жан Поля Бельмондо. Английского он не знал, русского, естественно, тоже… Но объясняясь почти что на пальцах он поведал нам, что Россия – это хорошая страна, и какая-то из его бабушек была русской. Дальнейшую историю его семьи мы осознать не смогли по причине полного отсутствия познаний во французском, но мужик был искренне рад встрече с земляками его бабушки. Остановившись на одном из светофоров и поняв, что наш ноутбук остался в буксируемой машине, он сам пошел за ним и принес его нам, объяснив словами и жестами типа: «держите ребята, а то сопрут еще».

Наше путешествие на эвакуаторе длилось примерно с полчаса и закончилось где-то в новом городе на стоянке сервиса, где наш Espace был снят с эвакуатора и поставлен на стоянку. В этот момент нам позвонил диспетчер из Херца и, поинтересовавшись сколько нас здесь человек, сказал, что сейчас приедет такси, нас туда погрузят вместе со всеми вещами и отвезут в офис Херц за новой машиной. Мы стали разгружать вещи. Надо сказать, что за поездку мы ими изрядно обросли – начиная от купленных бутылок вина и сувениров и кончая кучей проспектов и других бумажек из туристических офисов. В результате, когда мы выгрузили все-все-все из машины, получилась очень неслабая гора. Через несколько минут подъехало такси – Fiat Multipla и его водитель, увидев, что нас двое, стал сперва бурчать, что для двоих можно было машинку и поменьше. Но потом он увидел гору наших вещей. Видели бы вы его офигевший взгляд. С большим трудом мы сумели разместить вещи в машине и забраться туда вдвоем.

Так как в самом городе машины подходящего нам класса не было, нас повезли в аэропорт Марселя. Ну помните фильм «Такси-3» - туда отвозят Сильвестра Сталлоне. До аэропорта мы добрались где-то минут за 35 и подъехав к офису Херца попросили водителя подождать, дескать 5 минут и сейчас мы все вещи заберем.

Объяснив суть проблемы на стойке мы стали ждать. Минут через 15, поинтересовавшись, как наши дела, мы получили ответ, что они ждут какой-то факс… На ладно, просим водителя такси подождать еще… Еще минут через 15 получаем ответ, что факс получен и сейчас нашу проблему решают. Мы же, честно говоря, этого не видим. Видим машины на стоянке и персонал, который даже не пытается решить наш вопрос. Водитель такси нервничает, показывает на таксометр и говорит, что за время ожидания натикала изрядная сумма. Мы объясняем ему, что все будет хорошо и пусть он не волнуется.

Еще минут через 15 мы просим главного менеджера офиса дать нам ответ на два вопроса. Сформулированы они были так:

- Скажите, нам еще не пора разгружать багаж из такси?

- Пока нет, вашу проблему решают

- Скажите, мы правильно понимаем, что за простой такси, как всегда, платит Херц?

Тут менеджер мгновенно соображает, что сумму за простой такси вычтут или из его зарплаты, или из премиального фонда, мгновенно перестраивается и говорит: "да-да, конечно, давайте побыстрее разгружайтесь". Вытащив наши вещи сложив их горой в самом центре павильона, мы пожелали таксисту всяческих успехов и произнесли «такси-марсель», подмигнув и подняв 1й палец. Таксист в ответ подмигнул нам и удалился.

Еще минут через 10 ожидания нам предложили на выбор Peugeot807 или Opel Zafira. Получив отрицательный ответ на вопрос «можем ли мы выкинуть из Пежо два лишних кресла» мы взяли Зафиру, в которой 6 и 7е сиденье складываются, образуя ровную площадку в багажнике. Поэтому несмотря на то, что Зафира сильно меньше по размерам, чем Эспас, все наши вещи поместились в багажник без особого труда. Воткнув GPS в ноутбук и прикинув маршрут до центра Марселя, мы позвонили нашим оставшимся товарищам и сказали, что подберем их минут через 30 в центре города около старого порта. Ровно так и произошло и мы продолжили свой маршрут.

Специально для тех, кто любит ездить в Европу на собственной машине из России, экономя деньги на авиабилетах и аренде машины и тратя кучу времени на транзитную дорогу. Скажите, что бы вы делали в подобной ситуации? Стали бы ремонтировать машину, затратив кучу времени и очень немалые деньги? Ну-ну… У нас процедура смены машины заняла около 3,5 часов. Кроме того, так как Зафира классом ниже, чем Эспас, общий расчет стоимости рента у нас получился примерно вдвое дешевле планируемого – нам пересчитали весь срок аренды по тарифу более дешевой Зафиры.

  Итак, что можно сказать про Опель Зафиру первого поколения, на которой мы и ездили оставшиеся несколько дней? Машина однозначно теснее – на втором ряду сидений втроем сидеть тесно, но можно. Габариты машины существенно меньше, чем у Эспаса – это нам очень пригодилось при поездках в окрестности Ниццы. А вот с 2.0-литровым дизелем разогнать машину с полной загрузкой на трассе более 130-140 км/ч практически нереально. Эспас же шел 170-180 вообще безо всяких напрягов. Зато в плюс Зафире управляемость, если такое слово можно вообще применить к семейному вэну. Рулится Зафира гораздо лучше, чем Эспас.

Вот так, сменив машину, мы выехали по трассе А51 на основную дорогу Прованса и Лазурного берега – магистраль А8.

Вы спросите у меня: Николай, а где, позвольте, рассказ об истории города, о его достопримечательностях. Что я могу сказать? Только одно: «назвался груздем, полезай в корзинку».

 

Краткий экскурс в историю города

Марсель расположен на берегу Средиземного моря, а точнее Лионского залива. Город является крупнейшим портом в этом регионе. Город всем обязан морю. Начинался он в 600 г. до н.э. как греческая колония и жители его вскоре образовали и другие колонии неподалеку – в Арле, Ницце и Антибах.

В III-II веках до н.э. город располагался к северу от старого порта. В 123 г. до н.э. город заключает союз с Римом, который использует город в качестве плацдарма для завоевания Галлии . Во времена войны Цезаря с Помпеем город был разрушен войсками Цезаря и возродился только в X веке благодаря герцогам Прованса.

Торговое значение Марселя как важного транзитного порта, существенно выросло во времена Крестовых походов.. В 1481 году Марсель вместе с Провансом входит в состав Франции. Его судьбой после этого занялся Франциск I. Именно ему мы обязаны известной по роману Дюма крепостью на острове Иф.

До XVII века город оставался в пределах крепостных стен и располагался на трех холмах на северной стороне бухты. С другой стороны гавани были поля. Когда Людовику XIV понадобилась защищенная гавань для флота, то для этой цели у входа в бухту построили форт святого Николая, а на месте полей были прорыты каналы - там базировался королевский галерный флот. Позже базой флота стал Тулон, в Марселе же каналы засыпали, превратив их в широкие проспекты и бульвары.

У вас не возникает с Марселем никаких устойчивых ассоциаций, кроме фильмов «Такси» и супа буайбес? Вспомните, как называется гимн Франции. Вспомнили? Точно, Марсельеза. Знаете почему? Потому, что в годы Французской революции город поддержал республиканцев.

В Наполеоновские времена континентальная блокада сильно подорвала экономику портового города. Зато Марсель возродился во времена расцвета колониальной экспансии Франции в Африке и на востоке и благодаря открытию Суэцкого канала.

 

Что посмотреть в Марселе

Упомяну о том, что в Марселе есть не только такси, но и метро, состоящее из двух линий. Для перемещения от старого порта в более отдаленные районы города оно вполне подходит.

Что же стоит посмотреть в Марселе. Во-первых, это старый порт и его окрестности. Вход в старый порт охраняют форты Сен-Жан и Бас-Сен-Николя. Форт д’Антркасто доминирует над старым портом. Недалеко от форта Сен-Жан стоит полосатая, отдаленно напоминающая Сьенскую, церковь Сен-Лорен. Она построена в конце XIX-начале XX веков. С северной стороны старого порта стоит прогуляться по старым кварталам города. В этом районе расположен квартал  Ле Панье. Если раньше он пользовался дурной славой, то сейчас власти города ремонтируют здесь здания и пытаются превратить причудливое переплетение старых узких улочек в подобие парижского Монмартра. Неподалеку расположена богадельня Вьей-Шарите - ее здание со сводчатыми галереями, арками в три ряда и барочной капеллой, занимающее целый квартал, построено в XVII веке в качестве приюта для нищих и бездомных. Местные тот час же прозвали ее "Эскориалом для бедных". Сейчас там расположены музеи Средиземноморской археологии и искусства стран Азии, Океании и Америки.

церковь Сен-Лорен  церковь Сен-Лорен  церковь Сен-Лорен  форт Сен-Николя  форты Сен-Жан и Бас-Сен-Николя  форты Сен-Жан и Бас-Сен-Николя  форты Сен-Жан и Бас-Сен-Николя

Неподалеку от порта расположен Брильянтовый дом, получивший свое имя благодаря особой огранке камня на его фасаде. Сейчас в здании расположен музей старого Марселя.

Остров ИФ

За фортом Бас-Сен-Николя расположен дворец Фаро. Не забудьте посетить базилику Нотр-Дам де ля Гарде – оттуда вы увидите остров, находящийся неподалеку от входа с порт. Это остров Иф с известным по роману Дюма замком. Ехать туда или нет – дело ваше, нам, рассмотрев его сверху, туда особо не хотелось.

К северо-востоку от старого порта расположен дворец Лоншан (Palais LongChamps) - его прекрасно видно от Базилики Нотр Дам де ля Гард днем и ночью. Воздвигли его по поводу появления в городе "большой воды" - она пришла в город в 1850 году по прорытому каналу из реки Дюранс. Деньги на строительство канала собирали всем городом - без него Марсель бы не выжил. Дворец же понадобился в исключительно технических целях - за его фасадом спрятали водонапорную башню. Два крыла дворца, в которых расположены музеи, соединяет величественная колоннада.

Упомяну еще об аббатстве Saint Victor. На месте захоронения св. Виктора, отдавшего жизнь за веру христианскую, в 410г. появилась самая первая церковь Марселя. Монастырь здесь возник уже позднее. Он был разрушен готами и сарацинами, но в 1040 году восстановлен. В 1200 году его значительно расширили и перестроили. Через еще 150 лет папа Урбан V, который до восшествия на папский престол являлся настоятелем как раз этого монастыря, распорядился построить высокие стены и четырехугольные башни - получилось средневековая крепость. Во время Французской революции тут были казармы, а затем тюрьма. В наши дни аббатство является центром проведения праздника Сретения Господне - 2 февраля. Главный атрибут этого праздника - печенье в виде лодки, когда-то доставившей в эти места первых проповедников-христиан: святых Магдалену, Лазаря и Марфу.

Можно еще много рассказывать о достопримечательностях города, но я не хочу отбирать хлеб у путеводителей. Да и вообще, перед поездкой обязательно зайдите на сайт офиса по туризму города, посмотрите на список и расположение достопримечательностей и распечатайте предлагаемые пешие маршруты – они весьма адекватны.

 

Немного о буайбесе

Кстати о буайбесе. Это самое знаменитое блюдо Провансальской кухни. Родиной его считается Марсель, поэтому именно здесь его и надо пробовать. Кто-то вам может сказать, что это суп придумала в стародавние времена Афродита с целью усыпить мужа своего Гефеста дабы отправиться на свидание с Аресом. Не верьте этому, все гораздо проще. Изначально это была простая рыбная похлебка из поврежденной рыбы, которую нельзя было продать на рынке, и был буайбес пищей бедных рыбаков. Однако позже этот суп понравился и более богатым слоям общества и приобрел налет буржуазного гламура. Существует даже специальная хартия, подписанная самыми престижными рестораторами, где оговорены принципы приготовления буайбеса. Так, например, рыбу для приготовления супа можно резать только на виду у клиента, поэтому не удивляйтесь, когда все это будет происходить при вас. И в приготовлении буайбеса главным являются пропорции между определенными видами рыбы и дозировка пряностей. Для приготовления супа требуются не менее 10 видов рыбы – кефаль, морской черт, султанка, тригла, угорь и прочие. Бывает, что в суп добавляют крабов, лангустинов, морских улиток – у каждого повара свои секреты, но все они базируются на упомянутой хартии.

Буайбес подается так: кусочки подсушенного хлеба с чесночным соусом ruoile(руй) сначала макаются в тарелочку с натертым сыром, поэтом эти кусочки выкладываются на тарелку и сверху на это половником заливается суп. Все, кушать подано – приятного аппетита!

Ну что, я хоть немного, но реабилитировался в ваших глазах после краткой справки по городу? Тогда едем дальше. Следующей точкой нашего назначения будет Ницца.

 

Резюме: несмотря на сходство некоторых районов города с трущобами, обязательно посетите этот колоритный город. Даже если вы кроме Нотр-Дам де ля Гард с прекрасным видом оттуда ничего больше не успеете увидеть, вы ни секунды не пожалеете о том, что побывали в Марселе.

 

 

Продолжение отчета              Предыдущая часть              Оглавление отчета