Точка №47 – Palais Ideal du Facteur Cheval (Палас Идеаль)  
 

Полезные ссылки: официальный сайт

Это, наверное, самое необычное посещенное нами место. В русском путеводителе по Франции Дорлинг Киндерсли это с какого-то перепугу назвали «Дворцом живой лошади», что к реальности не имеет ни малейшего отношения.

Итак… Этот… гм... дворец, назовем его так, построил почтальон Фердинанд Шеваль. Каждый день он проходил около 30 километров, разнося почту по окрестностям и думая в это время самые разные мысли. И одной из его мыслей, которая потом реализовалась, была мысль о дворце. О неком идеальном дворце-замке, с гротами и пещерами, который бы объединял в себе все самое лучшее и интересное, чего достигла человеческая цивилизация. Стоит отметить, что Фердинанд Шеваль был простым человеком, выходцем из крестьян и, разумеется, не имел никакого художественного, а уж тем более архитектурного, образования.

Карта окрестностей                                         

Обратимся к его автобиографическому посланию, датированному 15 марта 1905 года

 Пребывая в таком состоянии уже около пятнадцати лет, в тот самый момент, когда я мало-помалу стал отпускать свою мечту, не надеясь уже, что она увидит свет, мои ноги вновь напомнили о ней.

Я чуть было не упал, зацепившись за какое-то препятствие; мне захотелось узнать, что это было. Это был камень причудливой формы, который, удовлетворив любопытство, я положил к себе в карман. На следующий день, я вновь прошелся той стороной, нашел еще более красивые камни и, собрав их, остался этим очень доволен.

Эти камни, впитывая в себя силу времен, под воздействием воды и воздуха постепенно становились нечто большим, нежели просто булыжниками. Каждый из них представлял из себя мини-скульптуру, странную и невозможную к воспроизведению человеком. И тогда я сказал себе: «Если сама природа творит скульптуры, я могу их сложить и превратить кладку в архитектурное творение. Вот моя мечта. За работу».

С того самого дня я стал ежедневно обходить овраги, холмы, пересохшие долины, словом - всюду, где можно было найти причудливые камни. Я начинал собирать их в обычный носовой платок, иногда отсеивая дюжину прочих, прежде чем взять один, подходящий мне. Так начинались мои похождения. Вскоре я стал носить уже корзину. Мой ежедневный маршрут почтальона составлял около тридцати километров, и к его завершению я часто нес за спиной наполненную камнями корзину весом сорок и более килограммов. К тому же на местах, где я находил камни, я собирал их в небольшие кучки, и вечером, взяв тачку, возвращался, чтобы забрать их. При этом иногда приходилось преодолевать более 10 километров. Я возвращался к двум-трем часам ночи.

Я не смог бы рассказать обо всех деталях, перипетиях и страданиях, что приходится испытывать. Это было бы слишком долгим к перечислению, да и мое образование не позволит мне сделать это качественно. Могу лишь сказать, что в таком режиме, и день и ночь, я тружусь уже на протяжении 26 лет, без передышки возводя мой дворец.

                                                                                                                             

Строительство дворца началось в 1879 году, закончилось – в 1912. На его стенах высечены многочисленные изречения и девизы Шеваля. Например, «1879-1912, 10000 дней, 93000 часов, 33 года тяжелого труда. Кто думает, что может лучше – пусть попробует».

Соседи считали его сумасшедшим. Но в процессе строительства Фердинанду Шевалю удалось привлечь к своему проекту внимание художника-сюрреалиста Андре Бретона и других. Они оказывали поддержку проекту.

Пусть вас не обманывает название "дворец" – это строение имеет размеры среднего дома. 26 метров в длину, 14 – в ширину в самом широком месте и от 8 до 10 м в высоту. Строение имеет 2 этажа. Жить в нем, разумеется, нельзя. Построен дворец из цемента и камней. Строение имеет потрясающе красивые и концептуальный фасады с различными фигурами, интересна отделка проходов и галерей.

                                                                                       

Сказать, что это сооружение необычно – не сказать ничего. Вы увидите скульптуры– Цезаря и Архимеда. Здесь соседствую швейцарское шале, Индийский храм, средневековое шато и Белый дом. Здесь множественные фигурки людей и животных, представлена даже история Адама и Евы. Из камней и ракушек сделаны «люстры».

 

Почтальона местные жители считали чудаком, однако все больше и больше приезжих стали обращать внимание на произведение. Замок стал широко известным, им вдохновлялись такие представители культуры как Андре Бретон, Пикассо, Макс Эрнст и другие. Фердинанда Шеваля считают предвестником сюрреализма. В кассах этого музея есть макет, который очень близок к тому, что получилось потом у Антонио Гауди в его главном творении – Соборе Святого Семейства.

Мы смотрели на это сооружение в полнейшем одурении и не могли понять, как это, почему, с чего? Не было ни малейших идей и зацепок, которые могли бы нам прояснить природу и суть этого чуда.

Ответ на вопросы как и с чего, мы нашли на местном кладбище, где находится другое творение Фердинанда Шеваля «Гробница тишины и вечного сна», которую он собственноручно сооружал с 1914 по 1922 г, и в которой после своей смерти 19 августа 1924 года в возрасте 88 лет упокоился  рядом со своими близкими. Мир праху твоему, Фердинанд Шеваль!

                                       

Если в Palais Ideal было множество разных форм, фигур животных, типов зданий и строений, даже люди там были, то здесь доминируют… да-да, грибы… Судя по всему, именно псилоцибиновые грибы потреблял наш герой, и глючило его так, что родился и дворец, и эта гробница. Когда уже после возвращения мы спросили у тех, кто грибы эти потребляет, какие ощущения у них бывают, то нам так и сказали «нечто такое длинное, непрерывное, изгибающееся,…» А когда мы показали фотографии, нам сказали «Вот, однозначно, после грибов именно так и глючит!».

Отгадка оказалась простой. Но несмотря на банальность причины и доступность катализатора процесса, результат потрясает.

В заключение скажу, что Palais Ideal был включен в список исторических монументов Франции в 1969 году.

 

Резюме: фотографии не могут адекватно передать действительность. Это надо видеть!

 

 

Продолжение отчета              Предыдущая часть              Оглавление отчета