Точка №14 Chateau de Chambord(Шамбор)  
 

Полезные ссылки: официальный сайт замка

Шамбор визитная карточка не только долины Луары, но наряду с Эйфелевой башней и Аббатством Сан-Мишель, один из 100%-но узнаваемых символов Франции.

«Яркое олицетворение того, на что способно человеческое искусство» - так об этом великолепном строении отозвался император Карл V, посетивший его в 1539 году. Один только внешний вид дворца, в котором находится 444 комнаты, потрясает воображение. Сам замковый комплекс чем-то схож с лабиринтом, и только подробный план здания поможет сориентироваться в нем.

                       

Франциск-I задумал поставить памятник своей власти и королевскому величию. Шамбор, самый большой из замков Луары, стал апофеозом роскоши, созданным Франциском-I, который больше всего на свете любил охоту и любовные приключения. "Он все время кого-то преследует: или оленя, или хорошенькую женщину" - как-то сказал о нем венецианский посол. Король лично наблюдал за тем, как заказник вокруг Шамбора обносили самой протяженной стеной во Франции: около 32км в длину и 2,5 метра в высоту. В какой-то момент Франциск-I даже предложил повернуть воды Луары, чтобы она текла мимо его дворца, но все-таки удовлетворился небольшой речушкой Коссон, воды которой заполнили ров дворца.

Крыша замка похожа на миниатюрный город и своими гигантскими масштабами невольно заставляет задуматься над безмерностью любви короля к искусству. Свыше 440 каминов, миниатюрные остроконечные башенки, купола в форме раковин и фронтоны, разукрашенные скульптурными композициями, - все это великолепие вырисовывается на фоне голубого неба. Сумасшедшее смешение самых разных форм делает замок отчасти похожим на уставленную фигурами шахматную доску.

Перед началом строительства  в 1519 году король выкупил участок леса площадью 54 км2 (современный Париж занимает площадь всего в два раза больше) – сейчас это один из самых крупных в Европе лесопарков – Национальный парк Шамбор, в котором располагаются охотничьи угодья президента Франции.

                              Демонстрация этапов строительства замка

Замок построен на месте снесенного до основания охотничьего домика. План замка был типичен для позднего средневековья – донжон располагался внутри крепостных стен. Формально говоря, так оно и есть, но на крепость замок нисколько не похож. Строительство его началось в то время, когда идеи эпохи Возрождения потеснили суровый и сумрачный уклад средневековья.

В центре ренессансного замка находится архитектурное чудо – лестница,приписываемая Леонардо да Винчи. Это был один из последних проектов итальянского художника и инженера на берегах Луары. Пролеты уникальной винтовой лестницы – две перекрещенные спирали поставлены так, что люди, спускающиеся навстречу по разным лестницам, неизбежно увидят друг друга. Не путайте ее с внешней односпиральной винтовой лестницей Франциска I, расположенной в северо-восточном крыле

Лестница Франциска I  Лестница Франциска I  Лестница Франциска I  Лестница Франциска I  Лестница Франциска I  Центральная лестница Леонардо  Центральная лестница Леонардо  Центральная лестница Леонардо

Везде в замке мы видим визитную карточку (геральдический символ) владельца замка – увенчанную короной саламандру – она символизирует неприкосновенность короля.

                              Вода за века причудливо проточила камень

Донжон был построен при Франциске-I, но за все 32 года правления король провел в замке всего 42 дня. По другой информации – всего 19 ночей. Франциск-I так и не успел дожить до окончания строительства архитектурного шедевра – нового и совершенно отличного от других замков на Луаре. К моменту его смерти в 1547 году замок был построен лишь частично. Его достраивал уже в XVII веке Людовик XIV. Король-солнце и его помпезные приемы сделали возможным возвращение придворной жизни в Шамбор. Здесь собиралось общество по поводу начала королевской охоты и дамы в пышных одеяниях неторопливо прогуливались по крыше замка, ожидая с охоты своих мужей и любовников.

В годы революции (конечно же великой и Французской) жители близлежащего городка постановили разобрать эту «ненормальную» громаду на камень, что и попытались сделать. С 1932 г. Шамбор принадлежит государству.

Думаю, что приведенные ссылки и разнообразные путеводители опишут замок более подробно. Я лишь акцентирую внимание на это потрясающее сооружение, внутреннее убранство которого практически отсутствует. Ну т.е. воссоздано несколько комнат, королевская спальня,… Но каков был быт обитателей этого замка, если, конечно, пошлое слово «быт» вообще применимо в данном случае, - нам не суждено увидеть. Отчасти это объясняется тем, что замок много переходил из рук в руки. Отчасти тем, что в эпоху Франциска-I все свои вещи двор возил с собой и король мог расположиться вместе с привычными предметами в любом замке. О количестве перевозимых вещей дают наглядное представление огромные сундуки размером с комнату, которые возили на лошадях.

    Спальня Людовика XIV        Вид на лестницу со стороны зала стражей  Гобелен  Обратите внимание на натуралистичность лошадиной задницы    Экскурсия французских школьников

Теперь надо сделать небольшое отступление и сказать о том наследии Франциска-I, которое с первого взгляда не так очевидно. Это королевская охота. Под влиянием Франциска-I и его наследников псовая и ястребиная охота стала одним из главных развлечений и способов времяпрепровождения при дворе в XVI веке. До нас дошли записи одного из Тосканских аристократов: "Король живет на одном месте лишь до той поры, пока там не закончатся цапли". А они очень быстро становились добычей 500 королевских охотничьих соколов, путешествующих вместе со двором.

Охота проходила в общих чертах так. На рассвете король выезжал в свои обширные дубовые леса на специальное место, где его уже ждал завтрак. Пока король завтракал, загонщики успевали напасть на след оленя. Как только им это удавалось, король срывался вместе и иногда часами вел преследование. Придворные дамы наблюдали за этим с террас на крышах. Как сын Франциска-I Генрих-II, так и его внук - Карл IX,все они были умелыми и увлеченными охотниками, порой они преследовали добычу даже пешком. В дальнейшем Людовик XIV предпочитал английскую охоту с гончими, Людовик XV же, как и Франциск-I, отдавал предпочтение ястребиной охоте.

Охота при дворе считалась искусством, ружья и охотничьи костюмы тщательнейшим образом продумывались и красиво оформлялись. А увидеть мы сейчас это можем в дошедших до нас картинах и во множестве гобеленов с охотничьими сценами, которые украшали дворцы и охотничьи домики.

Резюме: скажу в заключение, что замок Шамбор надо посетить обязательно. Чтобы увидеть это архитектурное безумие на фоне синего неба. Чтобы увидеть его же в отражении воды каналов. И, конечно же, чтобы пройтись внутри и обязательно прогуляться по крыше.

 

 

Продолжение отчета              Предыдущая часть              Оглавление отчета