Bayern & Baden-Württemberg. Pommersfelden. Schloss Weissenstein.  
 

Полезные ссылки: страница дома Шёнборонов, сайт общины Поммерсфельден, Schloss Weissenstein

Дворец Вайзенштайн (переводится как «белый камень») является одним из наиболее ранних выдающихся памятников франконского барокко. Он не был разрушен во время Второй мировой войны и сохранил свой первозданный облик. Для строительства дворца был использован светлый камень (местный песчаник), отсюда и его название. Дворцовое сооружение представляет собой конструкцию из трёх флигелей с двумя боковыми и одним центральным павильонами, «подковой» обрамляющими парадный двор. Замыкает конструкцию здание конюшни на противоположной стороне.

Вайзенштайн – частный дворец графа Лотара Франца фон Шёнборна (1655-1729), который был князем-епископом Бамберга, а также архиепископом и курфюстом Майнца, и играл ведущую роль в общественной и духовной жизни того времени. В 1710 году он получил в наследство Поммерсфельден вместе с замком, окруженным рвом с водой. Первоначально была идея реконструировать старый замок, но он был слишком старомоден и неудобен для пышных торжественных приемов. Тогда Лотар Франц принял решение строить новый дворец, для чего были привлечены известные архитекторы Иоганн Динценхофер (представитель известной чешской и южно-немецкой династии архитекторов) и Иоганн Лукас фон Хильденбрандт, знаменитый австрийский архитектор. Автором конюшенной постройки является майнцский архитектор Максимилиан фон Велыш.

Так как Вайзенштайн являлся частной собственностью курфюста (в отличие от его официальных резиденций в Бамберге и Майнце), то и финансировал он его за свой счет. Большую часть необходимый суммы (150 000 гульденов, покрывающих две трети всех расходов) он получил в качестве пожертвования от императора Карла VI, кандидатуру которого он активно поддерживал на выборах. 1 октября 1711 года был заложен первый камень, а в 1718 году строительство было полностью завершено. После смерти курфюста в 1729 году дворец унаследовал его любимый племянник Фридрих Карл фон Шёнборн. И сегодня Вайзенштайн является собственностью рода графов Шёнборн, которые занимаются виноделием (виноградные плантации во Франконии и Португалии), сельским хозяйством и лесозаготовками.

Фотографировать внутри дворца запрещено, однако кое-что мы сфотографировать ухитрились.

Центральный павильон высотой в три этажа и объемом в 8000 м3 поражает великолепием парадной лестницы. Окруженный по периметру многоярусными галереями, напоминающими театральные ложи, он является своего рода театральной сценой, за которой происходило «таинство» церемонии барочного приёма гостей. Лотар Франц фон Шёнборн, большой ценитель и знаток архитектуры, сам активно участвовал в разработке проекта этого шедевра. Потолок павильона расписан фресками – это совместная работа швейцарского художника Иоганна Рудольфа Бисса и итальянского мастера, специалиста по иллюзионной живописи, Джованни Франческо Марчини. В центре композиции – бог солнца Аполлон, освещающий четыре континента. На северной, главной стороне свода, царит Европа в образе властительницы, увенчанной короной, с жезлом и скипетром в руках, которые символизируют её главенствующее положение. Слева, ближе к углу в зеленом костюме охотника свой образ увековечил автор – художник Рудольф Бисс. Азия изображена восточной красавицей в тюрбане. На юге представлена Африка с её темнокожими полуголыми обнаженными обитателями. На западе – Америка и её аборигены. Так же все континенты обозначены типичными для них представителями животного мира.

Диковинный зал, имитирующий естественный грот, имеет непосредственную связь с дворцовым парком. Он призван был дарить гостям дворца долгожданную прохладу в жаркий полдень или душной летней ночью. Этой цели служили многочисленные журчащие вдоль стен грота фонтаны, а также замаскированные отверстия в полу, из которых неожиданно к всеобщему увеселению взметались вверх струи воды. Т.е. эдакое более скромное воплощение Зальцбургского Schloss Hellbrunn Маркуса Ситтикуса.

Сосульки из стекла, свисающие со стен и люстр, имитировали ощущение прохлады. В 1722-23 годах Георг Гиннике отделал стены грота различными натуральными и искусственными материалами: ракушками, стеклами, туфом. Поздним вечером, сверкая и искрясь в блеске горящих свечей, грот производил впечатление поистине сказочного волшебства. Восемь больших белых гипсовых скульптур Буркхарда Цаммельса, символизирующие четыре времени года (со стороны сада), и четыре природные стихии – землю, воздух, воду и огонь (на противоположной стороне) так же как и все декоративное оформление, служили одной цели – подчеркнуть связь человека и природы.

Наших фото нет, зато есть кадры из фильма... да-да-да, вы правильно догадались... "Три Мушкетера" Пола Андерса снимались и в этом замке.

Мраморный (или Парадный) зал (длина 21м, ширина 14м, высота 15м) получил свое название благодаря материалу изготовления – пол и цоколь из натурального мрамора, колонны и карниз – его имитация. Великолепная лепнина на потолке - авторства Даниэля Шенка, украсившего лепниной все потолки дворца. Фреска в центре потолочного свода написана известным австрийским художником Иоганном Михаэлем Ротмейером. Это типичная барочная аллегория, иллюстрирующая победу добродетели над пороками.

На стенах – фамильные портреты рода графов Шёнборн. Первое упоминание об этом роде датируется XIII веком. В XVII-XVIII веках это уже знаменитый родовой клан, оказавший существенное влияние на духовную, политическую и общественную жизнь империи. Представители этого рода были архиепископами и кардиналами, занимали также другие ответственные посты.  

 

Лотар Франц фон Шёнборн был не только одержим строительством, но и отличался страстью к коллекционированию. Его коллекцию составляли изделия из восточного фарфора, памятники письменности средневековья и т.д. Однако предметом его особой гордости была коллекция картин, насчитывающая при жизни около 2000 полотен, 146 из них украшали стены большой картинной галереи. Сегодня в коллекции 600 картин, это самое крупное частное собрание картин эпохи барокко в Германии. Собрание состоит из произведений известных голландских, фламандских, итальянских и немецких художников XVII - начала XVIII веков, таких как Антонис ван Дейк, Петер Пауль Рубенс, Лука Джордано, Питер Брейгель старший, Ян Брейгель младший, Алтбрехт Дюрер, Тициан.

Парадная кровать с балдахином, а также кресла перед камином и скатерть на столе под зеркалом, богато украшены голландской вышивкой начала XVIII в. На столе под зеркалом представлены предметы личной гигиены. Отдельных комнат для умывания тогда не было и кувшины с водой приносились прямо в спальню. Во времена барокко бытовало мнение, что вода является разносчиком различных заболеваний. Поэтому вместо мытья обильно пудрились, чтобы заглушить неприятные запахи… Сразу вспоминается роман А&Б Стругацких «Трудно быть богом»…

 

Это выдающееся произведение мастера-краснодеревщика Фердинанда Плитцнера. Стены комнаты в форме восьмигранника облицованы панелями из ореха и украшены зеркалами. Такие кабинеты были типичны для эпохи барокко, их прототипом явились так называемые голландские фарфоровые комнаты. Изделия из фарфора в то время были баснословно дорогими, поэтому выставлялись в специальных кабинетах, где отражение в зеркалах зрительно увеличивало их количество. В Европе производство фарфора было открыто только в 1708 г.

Обеденный стол посредине зала празднично сервирован франкентальским фарфоровым сервизом середины XVIII века, украшенным цветочным декором ручной работы.

Справка: ФРА́НКЕНТАЛЬ (Frankenthal) — город в Баварии. Известен с VIII в. В 1755 г. пфальцский курфюрст Карл Теодор дал привилегию мастеру-керамисту Паулю (Полю-Антуану) Ханнонгу (P. Hannong, 1700-1760) на основание фарфоровой мануфактуры. С 1759 мануфактурой руководил его младший сын Йозеф Адам. В 1755-1761 г. на франкентальской мануфактуре работал выдающийся скульптор-модельер Йоханн Вильхельм Ланц, он создавал отдельные фигурки и группы в стиле Рококо на пасторальные сюжеты по гравюрам французских художников. Его сменил в 1761 г. Франц Конрад Линк (1730-1793), который изготавливал портретные бюсты и фигурки танцовщиц в неоклассическом стиле, а в 1767 г. на мануфактуру вернулся Карл Готтлиб Люк (в 1761-1766 гг. он работал в Майссене). Известным скульптором-модельером был Йоханн Петер Мельхиор (1742-1825), он трудился на фарфоровых мануфактурах в Хёхсте, Нимфенбурге, в 1779-1793 гг. - во Франкентале. Стиль Мельхиора оказал решающее влияние на деятельность франкентальской мануфактуры, он близок к стилю, созданному Э.М. Фальконе в Севре. Мельхиор выполнял портретные бюсты, сентиментальные детские фигурки, рельефные медальоны из бисквита, в том числе с портретом Й. В. Гёте, который очень нравился самому поэту. В 1880 г. франкентальская фарфоровая мануфактура прекратила существование.

Аугсбургские серебряные подсвечники и бокалы для вина из венецианского и богемского стекла относятся к тому же времени.

 

На выходе из замка мы встретили весёлых красиво одетых в стиле того времени тётенек... А в саду замка проходила ярмарка. Тут было всё, от садовых причиндалов, некоторые из которых вы можете купить в OBI или Твоем Доме, до вина, выращенного на виноградниках барона фон Шёнборна. И знаете, что я вам скажу - очень даже неплохое вино производит семья Шёнборнов на своих виноградниках во Франконии. Через бокал вина Schloss Weissenstein выглядит даже как-то более уютно, по-домашнему. Вот она, волшебная сила мастерства!

Замок Вайзенштайн красив, типичен и достоин посещения, рекомендую.